Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Полезное


Т.Ю. Овсянникова
Экономика строительного комплекса: Экономическое обоснование и реализация инвестиционных проектов
Учебное пособие – Томск: Изд-во Томск. гос. архит.-строит. ун-та, 2003. – 239 с.
Предыдущая

7. Сметная стоимость и себестоимость строительно-монтажных работ как основа цены строительной продукции

7.2. Себестоимость и прибыль строительно-монтажных работ

Основной частью сметной стоимости является себестоимость строительно-монтажных работ. Себестоимость – это затраты предприятия на производство продукции, выполнение работ или оказание услуг. На каждом этапе инвестиционного процесса определяется себестоимость строительно-монтажных работ: на проектной стадии определяется сметная себестоимость, на этапе планирования и подготовки строительного производства рассчитывается плановая себестоимость, при выполнении строительно-монтажных работ формируется фактическая себестоимость.

Сметная себестоимость  определяется в сметной документации сметно-нормативным методом (формула 6.2) на основе  сметных нормативов:

,                  (7.5)

где   – норма расхода -ого вида ресурса на -ый вид работ, натуральные ед.;

    – объем -ого вида работ, натуральные ед.;

    – сметная цена –ого вида ресурса, руб./натуральные ед.;

   – накладные расходы, руб.;

Сметная себестоимость меньше сметной стоимости на величину сметной прибыли :

.                                         (7.6)

Плановая себестоимость определяется после заключения договора подряда в процессе планирования деятельности строительного предприятия. При этом учитываются производственно-технические возможности предприятия по снижению себестоимости, так как это позволяет получить дополнительную прибыль:

,                                            (7.7)

где  – планируемое снижение (экономия) себестоимости, руб.

При планировании себестоимости учитываются конкретные условия производства строительно-монтажных работ, имеющиеся в наличии материально-технические ресурсы, оцениваются возможности снижения затрат на производство строительной продукции. Планирование себестоимости –важнейшая задача экономических служб строительного предприятия, которые совместно с инженерно-техническим аппаратом разрабатывают комплекс организационно-технических мероприятий для снижения затрат на производство.

Фактическая себестоимость складывается из фактических затрат на выполнение строительно-монтажных работ и может отличаться как от сметной себестоимости, так и от плановой:

,                                              (7.8)

где  – фактическое снижение (–) или удорожание (+) себестоимости по сравнению со сметной себестоимостью, руб.

Соотношение между сметной, плановой и фактической себестоимостью строительно-монтажных работ определяет и соотношение между сметной, плановой и фактической прибылью строительного предприятия.

Если , то  .

При этом сметная прибыль определяется, как мы уже знаем, по нормативу в составе сметной документации (формулы 7.3, 7.4), плановая прибыль определится с учетом планируемого снижения себестоимости, а фактическая прибыль определится с учетом фактического снижения затрат:

;        (7.9)

.        (7.10)

Из формулы (7.10) видно, что если фактическая себестоимость меньше сметной себестоимости, то выражение в скобках имеет положительное значение, и фактическая прибыль выше, чем сметная прибыль. Т.е. предприятие получает дополнительную прибыль за счет снижения затрат на производство работ. Если же фактическая себестоимость выше сметной себестоимости, то выражение в скобках становится отрицательным, следовательно, фактическая прибыль оказывается меньше сметной прибыли. Т.е. предприятие теряет часть своей прибыли из-за более высоких затрат на производство.

Фактическая прибыль может отличаться от сметной или плановой прибыли и в том случае, если реализация продукции осуществляется по цене, отличной от ее сметной стоимости. Например, если договорная цена строительного объекта выше его сметной стоимости, то при уровне затрат, соответствующем сметной себестоимости, фактическая прибыль будет выше.

Таким образом, строительные организации имеют два способа повышения суммы прибыли – за счет роста цен на свою продукцию и за счет снижения затрат на производство работ. Первый способ ограничен покупательной способностью потребителей (инвесторов) и может привести к потере заказов, так как из раздела 6.1 мы помним, что при росте цен на продукцию объем продаж падает. Второй способ ограничен техническими возможностями производства и зависит от многих, внешних по отношению к строительному производству, факторов, например, от уровня инфляции на рынках ресурсов, налоговой системы, стоимости кредитных ресурсов и т.д. Мы рассмотрим эти факторы несколько позже. Есть еще и третий способ увеличения суммы прибыли строительного предприятия – наращивание объемов производства. Влияние масштабов производства на величину прибыли предприятия мы также рассмотрим несколько ниже.

Очевидно, что именно прибыль является главной экономической целью деятельности любого предприятия. Именно прибыль характеризует финансовые результаты строительного производства и определяет уровень рентабельности строительной продукции и строительного производства:

,                                       (7.11)

,                                        (7.12)

,                                      (7.13)

где        – рентабельность продукции (продаж), %;

    – рентабельность производства, %;

         – договорная цена строительной продукции, руб.

Рентабельность строительной продукции (рентабельность продаж) показывает отношение прибыли, полученной от реализации продукции, к стоимости этой продукции или договорной цене этой продукции. Формула (7.12) используется при расчете рентабельности строительной продукции в том случае, если договорная цена объекта отличается от его сметной стоимости. Рентабельность строительного производства характеризует отношение прибыли от реализации продукции к затратам на производство этой продукции.

Уровень рентабельности строительной продукции и строительного производства определяет степень конкурентоспособности строительных предприятий на рынке. Организации, имеющие более высокий уровень рентабельности, не только получают бóльшую прибыль, но и имеют  возможность осуществления гибкой ценовой политики на рынке, что позволяет им быть более привлекательными для инвесторов.

Итак, напомним основные категории, которые мы рассмотрели:

СЕБЕСТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ это затраты строительной организации на выполнение строительно-монтажных работ.

СМЕТНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ – это затраты на производство строительно-монтажных работ, определяемые на стадии проектирования по сметным нормативам.

ПЛАНОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ – это затраты строительной организации, определяемые на стадии планирования и подготовки строительного производства с учетом возможной экономии затрат.

ФАКТИЧЕСКАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ – это фактические затраты строительной организации на выполнение строительно-монтажных работ.

СМЕТНАЯ ПРИБЫЛЬ – это прибыль, определяемая в сметной документацией на основе сметного норматива.

ПЛАНОВАЯ ПРИБЫЛЬ – это прибыль, определяемая строительной организацией на стадии планирования строительного производства с учетом возможной экономии затрат.

ФАКТИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ это прибыль , фактически получаемая предприятием от реализации строительной продукции с учетом фактических затрат на производство строительно-монтажных работ.

Предыдущая


Copyright © 2007-2022, Недвиговка.Ру