Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Полезное


Б.А. Волков, Кокин М.В. и др.
Проектно-сметное дело в железнодорожном строительстве

Учебник для вузов. Москва: 2012.

Предыдущая

Глава 5. Нормативная база для разработки сметной документации

5.1. Общие сведения

Для разработки сметной документации необходима сметно-нормативная база и методическая документация. В настоящее время основным методическим документом является «Методика определения сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004). Методика имеет в своем составе общие методические положения по составлению сметной документации, формированию договорных цен на строительную продукцию и проведению расчетов за выполненные работы. В Методике освещены основные положения по применению элементных сметных норм и расценок, а также лимитированных, прочих работ и затрат, предусмотренных сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве. Положения, приведенные в Методике, рекомендуются для использования организациями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы.

Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединенных в отдельные сборники. Сметные нормативы разработаны на основе принципа усреднения с минимизацией расходов всех необходимых ресурсов.

Сметная норма — это совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, потребности в материалах, изделиях и конструкциях, времени работ строительных машин), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ. Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ как основы для последующего перехода к строительным показателям. Так как сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются. Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях — стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорность и др.) — к сметным нормам и расценкам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам нормативов и расценок.

Действующая нормативная база для разработки сметной документации включает государственные (ГСН), отраслевые (ОСН), территориальные (ТСН), фирменные (ФСН) и индивидуальные сметные нормы (ИСН)

(рис. 5.1).

Рис. 5.1 Нормативная база ценообразования в строительстве

Государственные федеральные сметные нормативы применяются при определении стоимости строительства, осуществляемого в различных областях народного хозяйства за счет федерального бюджета.

Отраслевые нормативы вводятся для строительства, осуществляемого в приделах соответствующей отрасли (например, действующие сметные нормативы для объектов строительства ОАО «РЖД»).

Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальные ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Фирменные сметные нормативы учитывают реальные условия деятельности конкретной организации — производителя работ, т.е. учитываются особенности и специализация подрядной организации.

Индивидуальные сметные нормативы — разработка допускается в случае отсутствия их в соответствующих действующих сборниках. Индивидуальные сметные нормативы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.

К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

К укрупненным сметным нормативам относятся сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:

– нормативы накладных расходов;

– нормативы сметной прибыли;

– сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;

– сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;

– индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;

– нормативы затрат на содержание службы заказчика (технологического надзора).

Укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:

– укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС);

– укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБСВР);

– сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР);

– укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;

– укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);

– прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ);

– прейскуранты на строительство зданий и сооружений;

– сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общестроительных и административных зданий (НИАЗ);

– сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);

– показатели по объектам- аналогам.

С целью достижения повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок, учитывающих:

– изменения технологического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта;

– нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основаниям и фундаментам зданий и сооружений;

– региональные колебания цен на материально-технические ресурсы;

– различия в архитектурно-планировочных и конструктивных решениях.

Сметные нормативы в настоящее время считаются вступившими в действие при опубликовании их в «Вестнике ценообразования и сметного нормирования».

Предыдущая


Copyright © 2007-2022, Недвиговка.Ру