Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Полезное


Б.А. Волков, Кокин М.В. и др.
Проектно-сметное дело в железнодорожном строительстве

Учебник для вузов. Москва: 2012.

Предыдущая

Глава 2. Оценка эффективности проектов и выбор вариантов проектных решений.

2.3. Общественная и бюджетная эффективность инвестиционных проектов

Показатели общественной эффективности применяются, как правило, для народнохозяйственных и крупномасштабных проектов. Показатели общественной эффективности инвестиций учитывают затраты и результаты, допускающие стоимостное измерение последствия осуществления инвестиционного проекта для общества в целом, затраты и результаты в смежных секторах экономики, а также экологические и социальные эффекты, выходящие за пределы финансовых интересов участников инвестиционного проекта.

Показатели общественной эффективности инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте могут рассчитываться на народно-хозяйственном, региональном и отраслевом уровнях.

При расчете показателей общественной эффективности на народно-хозяйственном и региональном уровнях учитываются как результаты, достигаемые непосредственно на железнодорожном транспорте, так и внетранспортные результаты реализации проектов.

Экономический внетранспортный результат может быть, например, определен через стоимость грузовой массы «на колесах», а также стоимость пассажиро-часов при изменении времени в пути следования.

Сокращение грузовой массы «на колесах» при возрастании скоростей движения грузовых поездов определяется по зависимости:

где DM — стоимость сокращенной грузовой массы «на колесах»;

Цт — средняя цена 1 т груза;

Рo — годовое отправление грузов, т;

Lg, Ln — длина участка изменения скоростей грузовых поездов до (после) реализации проекта, км;

Vg, Vn — скорость движения грузовых поездов до (после) осуществления инвестиционного проекта, км/ч.

Эффект от сокращения грузовой массы в пути следует учитывать для тех грузов, которые равномерно производятся или потребляются: металл, каменный уголь, продукция легкой промышленности и т.д. Другие грузы, имеющие сезонное потребление или производство, анализируемого эффекта не дают. Сокращение грузовой массы приводит к снижению единовременных затрат на оборотные средства. Поэтому при определении показателей экономической эффективности вложений сокращение грузовой массы в пути вычитается из инвестиционных затрат.

Внетранспортный эффект может быть обусловлен сокращением порчи, повреждений и потери грузов. Уменьшение годового ущерба от потери грузов  утраченных безвозвратно, определяется по зависимости:

где Цг — годовой объем грузовых перевозок;

                Da — снижение относительной величины безвозвратных, %, потерь к общему объему грузов.

Сокращение годового ущерба при частичной порче и повреждении (снижении сортности, стандарта) грузов  рассчитывается по формуле

где  — остаточная цена 1 т испорченного или поврежденного груза;

       — уменьшение относительной величины частично испорченных и поврежденных грузов, %, к общему объему их перевозки.

В необходимых случаях учитывается при расчетах общественной эффективности снижение экономического ущерба в потребляющих данную продукцию (груз) смежных отраслях производства, когда не имеется возможности быстрого восполнения ее производства и перевозки.

Экономический эффект от сокращения времени нахождения пассажиров в пути следования также может включаться во внетранспортный эффект.

Внетранспортный эффект от сокращения времени нахождения пассажиров в пути следования определяется по формуле

где Спас — эффект от сокращения времени нахождения пассажиров в пути;

                a — степень занятости мест в пассажирском поезде;

                q — вместимость поезда, чел.;

                Спч — средняя величина стоимости одного пассажиро-часа, руб.;

                Nп — число пар пассажирских поездов в сутки;

                Lg, Ln — длина участка изменения скоростей пассажирских поездов до (после) реализации проекта, км;

Vgn, Vnn — скорость движения пассажирских поездов до (после) осуществления инвестиционного проекта, км/ч.

Средняя стоимость одного пассажиро-часа может быть принята равной 50 % средней заработной платы пассажиров, следующих по рассматриваемому направлению.

Эффект от ускорения доставки пассажиров учитывается со знаком «+» при расчете разности результатов и эксплуатационных расходов.

Внетранспортный эффект также должен учитывать эффекты сопряженных проектов по освоению новых месторождений, по созданию новых предприятий, по строительству электростанций и других объектов.

При определении показателей общественной эффективности инвестиционных проектов в качестве текущих расходов следует принимать эксплуатационные расходы, т.е. налоги и сборы не учитываются.

Бюджетная эффективность инвестиционных проектов обуславливается приростом всей совокупности доходов федеративного и региональных бюджетов, а также возникающей благодаря реализации инвестиционного проекта экономии в расходах данных бюджетов.

При определении прироста дохода в бюджет учитываются как прямые, так и косвенные налоговые денежные потоки. Прямые налоговые поступления обуславливаются напрямую от бизнеса инвестиционного проекта, косвенные — от экономических агентов, не являющихся инвесторами или участниками реализации анализируемого проекта.

Экономия в расходах бюджетных средств от реализации инвестиционного проекта может быть обусловлена сокращением средств по поддержке безработных, уменьшением эксплуатационных расходов на общественный транспорт, сокращение транспортной составляющей в медицинском обслуживание населения и т.д.

Доходы, учитываемые при определении бюджетной эффективности, должны учитывать также доходы от использования государственного имущества, создаваемого в ходе реализации инвестиционного проекта. Данные доходы рассчитываются в зависимости от формы государственной поддержки. При господдержке в форме софинансирования — как сумма доходов бюджета от эксплуатации создаваемых в рамках инвестиционного проекта объектов.

При государственной поддержке в форме направления средств в уставные капиталы юридических лиц — как сумма дивидендов по акциям, находящимся в собственности государства.

При определении бюджетной эффективности в качестве затрат следует учитывать инвестиционные средства, выделяемые из госбюджета, а также увеличение затрат по содержанию налоговых служб, вызываемое реализацией инвестиционного проекта.

Предыдущая


Copyright © 2007-2022, Недвиговка.Ру