Глава 2. Оценка эффективности проектов и выбор вариантов проектных решений.
2.3. Общественная и бюджетная эффективность инвестиционных проектов
Показатели общественной эффективности применяются, как
правило, для народнохозяйственных и крупномасштабных проектов. Показатели
общественной эффективности инвестиций учитывают затраты и результаты,
допускающие стоимостное измерение последствия осуществления инвестиционного
проекта для общества в целом, затраты и результаты в смежных секторах
экономики, а также экологические и социальные эффекты, выходящие за пределы
финансовых интересов участников инвестиционного проекта.
Показатели общественной эффективности инвестиционных
проектов на железнодорожном транспорте могут рассчитываться на
народно-хозяйственном, региональном и отраслевом уровнях.
При расчете показателей общественной эффективности на
народно-хозяйственном и региональном уровнях учитываются как результаты,
достигаемые непосредственно на железнодорожном транспорте, так и
внетранспортные результаты реализации проектов.
Экономический внетранспортный результат может быть,
например, определен через стоимость грузовой массы «на колесах», а также
стоимость пассажиро-часов при изменении времени в пути следования.
Сокращение грузовой массы «на колесах» при возрастании
скоростей движения грузовых поездов определяется по зависимости:

где DM — стоимость сокращенной грузовой
массы «на колесах»;
Цт — средняя цена 1 т груза;
Рo — годовое
отправление грузов, т;
Lg, Ln — длина участка изменения скоростей
грузовых поездов до (после) реализации проекта, км;
Vg, Vn — скорость движения грузовых поездов
до (после) осуществления инвестиционного проекта, км/ч.
Эффект от сокращения грузовой массы в пути следует учитывать
для тех грузов, которые равномерно производятся или потребляются: металл,
каменный уголь, продукция легкой промышленности и т.д. Другие грузы, имеющие
сезонное потребление или производство, анализируемого эффекта не дают.
Сокращение грузовой массы приводит к снижению единовременных затрат на
оборотные средства. Поэтому при определении показателей экономической
эффективности вложений сокращение грузовой массы в пути вычитается из
инвестиционных затрат.
Внетранспортный эффект может быть обусловлен сокращением
порчи, повреждений и потери грузов. Уменьшение годового ущерба от потери
грузов утраченных безвозвратно, определяется по зависимости:

где Цг — годовой объем грузовых
перевозок;
Da — снижение относительной величины
безвозвратных, %, потерь к общему объему грузов.
Сокращение годового ущерба при частичной порче и повреждении
(снижении сортности, стандарта) грузов рассчитывается по формуле

где — остаточная цена 1 т испорченного или
поврежденного груза;
— уменьшение относительной
величины частично испорченных и поврежденных грузов, %, к общему объему их
перевозки.
В необходимых случаях учитывается при расчетах общественной
эффективности снижение экономического ущерба в потребляющих данную продукцию
(груз) смежных отраслях производства, когда не имеется возможности быстрого
восполнения ее производства и перевозки.
Экономический эффект от сокращения времени нахождения
пассажиров в пути следования также может включаться во внетранспортный эффект.
Внетранспортный эффект от сокращения времени нахождения
пассажиров в пути следования определяется по формуле

где Спас — эффект от сокращения времени
нахождения пассажиров в пути;
a — степень занятости мест в
пассажирском поезде;
q — вместимость поезда, чел.;
Спч — средняя величина стоимости
одного пассажиро-часа, руб.;
Nп — число пар пассажирских поездов в
сутки;
Lg, Ln —
длина участка изменения скоростей пассажирских поездов до (после) реализации
проекта, км;
Vgn, Vnn — скорость движения пассажирских поездов до (после)
осуществления инвестиционного проекта, км/ч.
Средняя стоимость одного пассажиро-часа может быть принята
равной 50 % средней заработной платы пассажиров, следующих по рассматриваемому
направлению.
Эффект от ускорения доставки пассажиров учитывается со
знаком «+» при расчете разности результатов и эксплуатационных расходов.
Внетранспортный эффект также должен учитывать эффекты
сопряженных проектов по освоению новых месторождений, по созданию новых
предприятий, по строительству электростанций и других объектов.
При определении показателей общественной эффективности
инвестиционных проектов в качестве текущих расходов следует принимать эксплуатационные
расходы, т.е. налоги и сборы не учитываются.
Бюджетная эффективность инвестиционных проектов
обуславливается приростом всей совокупности доходов федеративного и
региональных бюджетов, а также возникающей благодаря реализации инвестиционного
проекта экономии в расходах данных бюджетов.
При определении прироста дохода в бюджет учитываются как
прямые, так и косвенные налоговые денежные потоки. Прямые налоговые поступления
обуславливаются напрямую от бизнеса инвестиционного проекта, косвенные — от экономических
агентов, не являющихся инвесторами или участниками реализации анализируемого
проекта.
Экономия в расходах бюджетных средств от реализации
инвестиционного проекта может быть обусловлена сокращением средств по поддержке
безработных, уменьшением эксплуатационных расходов на общественный транспорт,
сокращение транспортной составляющей в медицинском обслуживание населения и
т.д.
Доходы, учитываемые при
определении бюджетной эффективности, должны учитывать также доходы от
использования государственного имущества, создаваемого в ходе реализации
инвестиционного проекта. Данные доходы рассчитываются в зависимости от формы
государственной поддержки. При господдержке в форме софинансирования — как
сумма доходов бюджета от эксплуатации создаваемых в рамках инвестиционного
проекта объектов.
При государственной поддержке в форме направления средств в
уставные капиталы юридических лиц — как сумма дивидендов по акциям, находящимся
в собственности государства.
При определении бюджетной эффективности в качестве затрат
следует учитывать инвестиционные средства, выделяемые из госбюджета, а также
увеличение затрат по содержанию налоговых служб, вызываемое реализацией
инвестиционного проекта.
|