Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Полезное


Б.А. Волков, Кокин М.В. и др.
Проектно-сметное дело в железнодорожном строительстве

Учебник для вузов. Москва: 2012.

Предыдущая

Глава 2. Оценка эффективности проектов и выбор вариантов проектных решений.

2.1. Общие требования к вариантному проектированию.

Качество технико-экономического обоснования принимаемых проектных решений в значительной степени зависит от полноты рассмотрения различных вариантов проектируемого объекта.

В железнодорожном строительстве, особенно при сооружении новых железнодорожных линий в сложных природно-климатических условиях, выбор наиболее эффективного проектного решения требует рассмотрения значительного числа вариантов. При проектировании новых железных дорог варианты могут различаться положением трассы, числом главных путей, родом тяги, расположением раздельных пунктов, величиной руководящего уклона и другими параметрами. Кроме того, могут рассматриваться также варианты отдельных сооружений и устройств: станций, мостов, тоннелей, верхнего строения пути, плана и профиля на отдельных участках.

Варианты проектных решений анализируются также и при переустройстве существующих железных дорог. В этом случае сравнению могут подлежать варианты с различными видами тяги, типами СЦБ, с сохранением или изменением существующего плана и профиля линии, с различной этапностью укладки путей.

Проектные варианты могут анализироваться при реконструкции предприятий на железнодорожном транспорте при перепрофилировании их деятельности.

Разработка вариантов проектируемого объекта и их сравнения является одним из важнейших этапов формирования качественной проектной документации, требующим высокой квалификации исполнителей и творческого подхода к решению комплексной задачи. Сравнение проектных решений позволяет выявить наиболее эффективный вариант из числа сравниваемых. В зависимости от цели, поставленной перед проектировщиками, можно путем вариантного проектирования добиться уменьшения потребления материальных и трудовых ресурсов как в процессе сооружения объектов, так и в период его дальнейшей эксплуатации; привлечения дополнительных объемов перевозок грузов и пассажиров; повышения безопасности, надежности и ритмичности эксплуатационной работы; снижения себестоимости перевозок; создания дополнительных рабочих мест и диверсификации производства; улучшения социального обеспечения трудящихся, уменьшения вредного воздействия на окружающую среду.

Сравниваемые варианты должны отвечать условиям сопоставимости и анализироваться с помощью единой системы показателей качества инвестиционных проектов.

Исходная информационная база, точность и методы определения как стоимостных, так и натуральных показателей по вариантам должны быть одинаковыми. Нельзя, например, допускать, чтобы стоимость строительства по одному варианту рассчитывалась по укрупненным показателям стоимости сооружения объектов, а по другому — по единичным расценкам. Объемы строительно-монтажных работ должны быть подсчитаны по вариантам с одинаковой точностью.

При определении эксплуатационных расходов должна приниматься одинаковая для сравниваемых вариантов система измерителей, рассчитываемая в соответствии с единым методологическим подходом и точностью. Время хода поездов и расход топлива, например, при сравнении вариантов проектов, должны быть определены либо по равновесным скоростям, либо с помощью кривых скоростей, построенных в процессе тяговых расчетов.

Стоимостные показатели по вариантам необходимо определять в одинаковом ценовом уровне. Темпы инфляции для одноименных ресурсов должны приниматься по всем вариантам инвестирования одинаковыми.

Показатели выбора проектных решений должны быть однотипными по сравниваемым вариантам и охватывать всю совокупность экономических, социальных, экологических (а при необходимости, политических и оборонных) факторов, различающихся по вариантам.

Варианты должны иметь одинаковую маркетинговую проработку, одинаковый подход в оценке риска инвестиционных вложений и неопределенности исходной информации. Возможность появления форс-мажорных обстоятельств, если это принимается во внимание при выборе варианта инвестиционного вложения, необходимо учитывать во всех анализируемых решениях.

Масштаб картографического материала для всех сравниваемых вариантов должен быть одинаковым, детализация проработки вариантов — сопоставимой. Технические регламенты и другие нормативные документы должны быть едиными для всех вариантов. Учет этапного усиления мощности железнодорожных объектов должен охватывать один и тот же временной период по всем вариантам. Сравниваемые варианты с различной мощностью, вместимостью и другими параметрами приводятся в необходимых случаях к сопоставимым условиям.

В условиях рыночной экономики вариант инвестиционного проекта выбирается с учетом интересов инвестора. Если в лице инвестора выступают федеральные органы, то эффективность инвестиций должна оцениваться с точки зрения общегосударственных интересов, предполагающих учет эффекта не только для строящегося или реконструируемого предприятия, но и для других объектов и отраслей, на функционирование которых окажут влияние введенные новые или усиленные мощности. Так, при выборе направления новой железной дороги следует учитывать не только капитальные затраты на ее сооружение и последующие эксплуатационные расходы, но и экономический и социальный эффекты от улучшения транспортного обслуживания промышленных объектов и населения района тяготения проектируемой линии.

Если наивыгоднейший вариант реализации инвестиционного проекта выбирается с позиции интересов отрасли или отдельного предприятия, то необходимо, чтобы реализация проекта не приводила к снижению народнохозяйственного эффекта.

При сравнении вариантов выдерживается также принцип комплексного подхода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации анализируемого варианта.

При рассмотрении, например, вариантов новой тупиковой линии с различными весовыми нормами поездов следует учитывать затраты, связанные с переломом массы поездов на станции примыкания к существующей сети железных дорог.

При сравнении вариантов необходимо соблюдение принципов системного подхода. В этом случае требуется учет важнейшего свойства систем — эмерджентности. Свойство эмерджентности обуславливает неравенство совокупного эффекта от комплекса мероприятий и суммы эффектов от раздельного их проведения. Так, например, эффект от осуществления комплекса реконструктивных мероприятий всего шпалопропиточного завода нельзя рассчитывать как сумму эффектов от реконструкции отдельно взятых цехов.

Сравнение вариантов следует проводить с учетом фактора времени, для чего необходимо учитывать инфляционные процессы, изменение во времени ценообразующих факторов, обусловленное внедрением достижений научно-технического и социального прогресса, возможную этапность усиления мощности объектов, а также экономическую неравноценность разновременных затрат.

Учет фактора времени требует фиксации той или иной степени неопределенности показателей (объемов и характера перевозок, стоимости материалов, себестоимости перевозок и др.) на перспективу, количественной величины этих показателей, необходимых для анализа вариантов; оказывает влияние на многочисленные природно-климатические, технические, социальные, экономические и другие факторы, точное изменение которых на перспективу установить в общем случае не представляется возможным.

В процессе эксплуатации объектов могут возникнуть те или иные труднопредсказуемые ситуации (возникновение экономического кризиса, дефолта, банкротства предприятий и т.д.), которые обуславливают отклонение реализуемых проектных решений от их оптимального варианта. Учет возможности появления таких рисков при функционировании объектов необходим при выборе проектного варианта. Сравнение вариантов следует осуществлять только по отличающимся между собой признакам. Показатели выбора должны рассчитываться без включения одинаковых для сравниваемых вариантов элементов.

Разработка каждого варианта в железнодорожном строительстве связана с выполнением, как правило, трудоемких проектно-изыскательских работ. Поэтому поиск наиболее рационального решения на практике осуществляется методом последовательного приближения к наилучшему варианту. Этот метод предполагает на первом этапе анализ вариантов без детальных проработок. При этом широко используются укрупненные технико-экономические показатели. Затем оставшиеся варианты подвергаются более детальному сравнению при более тщательной проработке, в результате чего устанавливается окончательное решение.

В железнодорожном строительстве для выбора наиболее качественного проекта используется в общем случае целая система показателей, отражающих свойства запроектированных устройств и сооружений. Эти показатели могут быть классифицированы по следующим признакам: количеству учитываемых свойств, форме выражения, содержанию, учету времени, степени определенности, форме исчисления, степени влияния на выбор решения и масштабности показателя.

По количеству учитываемых свойств среди показателей можно выделить единичные (простые), комплексные (обобщенные) и интегральные. Единичным является показатель, характеризующий одно из свойств проектного решения, например, несущая способность запроектированной конструкции.

Комплексный показатель охватывает группу свойств. Комплексные показатели обычно определяются на базе единичных показателей с учетом их весомости. Весомость оценивается через коэффициенты, характеризующие количественный вес данного единичного показателя в совокупности всех показателей качества. Коэффициенты весомости выявляются экспертным, стоимостным, статистическим и другими методами. Примером комплексного показателя качества проекта может выступать научно-технический уровень запроектированного здания или сооружения.

Интегральный показатель отражает соотношение полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание. При этом суммарные затраты могут включать в себя инвестиционные вложения и текущие издержки. Примером интегрального показателя выбора проектного решения может служить отношение повышения уровня безопасности железнодорожной линии к увеличению инвестиций.

Показатели, используемые для оценки вариантов, могут иметь количественную и качественную формы выражения.

Количественные показатели обеспечивают объективность и конкретность оценки преимуществ (недостатков) сравниваемых вариантов. Количественные показатели могут исчисляться в стоимостной (денежной) и натуральной формах. Натуральные показатели выражаются в физических единицах (т, км, т/км, м2, м3), в баллах и т.д.

Не все характеристики инвестиционного проекта могут быть представлены в количественной форме. Например, трудно количественно отразить отрицательные воздействия на окружающую природную среду, условия труда, культурный уровень населения и другие социальные аспекты в районе сооружения объекта. В этом случае наряду с количественными показателями при сравнении вариантов используются показатели, имеющие качественную форму выражения.

По содержанию выделяются показатели технические, технологические, социальные, экономические, экологические и эстетические.

Технические показатели включают в себя, например, показатели надежности и долговечности. Показатели надежности и долговечности в свою очередь объединяют показатели прочности, трещиностойкости, коррозию устойчивости, морозостойкости, влагостойкости строительных конструкций, срок службы зданий и сооружений, вероятность возникновения отказов (в том числе разрушений).

Технологические показатели характеризуют варианты по степени удовлетворения требований обеспечения высокой производительности труда, как при сооружении объектов, так и при их текущем содержании и ремонтах. Технологические показатели в железнодорожном строительстве могут быть подразделены на строительно-технологические и эксплуатационно-технологические.

К строительно-технологическим показателям можно отнести степень возможности индустриального изготовления частей устройств и сооружений, а также последующего их монтажа, показатели использования прогрессивных конструкций, габаритные размеры конструкций и деталей, показатели унификации. Строительно-технологические показатели отражают также возможность последующего наращивания мощности объекта.

Эксплуатационно-технологические показатели характеризуют удобства планировки помещений, текущего содержания и ремонта устройств и сооружений.

Социальные показатели характеризуют жилищные и культурно-бытовые условия, как в процессе строительства, так и при эксплуатации сданного объекта, изменение уровня занятости населения в регионе, экономию свободного времени. К социальным может быть отнесена группа эргонометрических показателей, учитывающих комплекс гигиенических, физиологических, психологических свойств человека. Эргонометрические показатели характеризуют систему «человек—изделие—среда». К ним относятся уровень шума, вибрации, токсичности, освещенности, запыленности и т.п.

Экономические показатели отражают эффективность инвестиций — затраты ресурсов в процессе сооружения объектов (строительные показатели) и при дальнейшей их эксплуатации (эксплуатационные показатели).

В качестве показателей экономической эффективности инвестиций выступают чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, приведенные строительно-эксплуатационные расходы, срок окупаемости капитальных вложений и т.д. Более детально данные показатели рассмотрены в разд. 2.2 и 2.3.

Строительные показатели (форма выражения стоимостная): суммарные капитальные вложения, удельные капитальные затраты на единицу мощности объекта, на единицу производительной площади,  на 1 км; расчетная или сметная стоимость строительства, стоимость занимаемых под строительство земель; выработка при сооружении объекта; уровень механизации строительно-монтажных работ; степень использования местных материалов и т.д.

Строительные показатели (форма выражения натуральная): продолжительность строительства; трудозатраты при сооружении объекта; энергоемкость строительства; расход цветных и черных металлов, стали, цемента, лесоматериалов; площадь занимаемых под строительство земель; степень блокировки зданий и сооружений; объем земляных работ; удельный вес производственной площади в общей площади; удельный вес площади вспомогательных цехов в общей площади; плотность застройки.

Эксплуатационные показатели (форма выражения стоимостная): мощность предприятия в стоимостном выражении (годовой выпуск продукции, объем оказываемых услуг и др.); себестоимость продукции или услуг; выработка в стоимостном выражении; годовая прибыль или доход; годовой выпуск продукции на единицу производственных фондов; годовой съем продукции с единицы развернутой площади; объем оборотных средств на единицу продукции; стоимость технологического оборудования на единицу продукции; фондоемкость; фондовооруженность.

Эксплуатационные показатели (форма выражения натуральная): мощность предприятий в натуральном выражении (годовой выпуск основной номенклатуры продукции, вместимость, пропускная способность и др.); выработка в натуральном выражении; уровень автоматизации производства; энерговооруженность; уровень ручного труда в основном и вспомогательном производствах; трудоемкость выпуска единицы продукции; общая численность работающих, в том числе рабочих; отношение численности вспомогательного персонала к числу рабочих основного производства; доля административно-управленческого персонала в общей численности работающих; расход энергоресурсов на производство единицы продукции; годовая потребность предприятия в сырье и материалах, энергоресурсах, воде.

Выше была приведена совокупность экономических показателей для производственных объектов. Большинство из этих показателей могут использоваться в качестве экономических показателей и для оценки проектов жилищных и культурно-бытовых объектов.

Экологические показатели отражают степень воздействия при реализации инвестиционного проекта на водную и воздушную среду, степень загрязнения и деградации земель, засорения территории отходами, негативного воздействия на животный и растительный мир.

Эстетические показатели характеризуют выразительность, красоту форм, гармоничность и соответствие окружающей среде запроектированных сооружений и зданий.

В зависимости от учета фактора времени показатели выбора проектных вариантов можно поделить на статические и динамические.

Если статические показатели рассчитывают при неизменяемых во времени ценах и нормативах, то динамические показатели учитывают изменение условий эксплуатации объектов в течение расчетного периода (сравнение вариантов), а также влияние инфляционных факторов на капитальные и текущие затраты.

Следует отметить, что степень точности исходной информации на перспективные периоды, используемой для расчета динамических показателей, обусловливает наличие различной степени их неопределенности.

По степени определенности показатели выбора проектного решения могут быть расчленены на детерминированные и стохастические (вероятностные). Если детерминированные показатели учитывают однозначность исходных данных, то стохастические показатели рассчитываются с учетом вероятностного характера их изменения.

К числу стохастических показателей могут быть отнесены математическое ожидание чистого дисконтированного дохода и обобщенный минимум приведенных затрат.

По форме исчисления выделяют абсолютные и относительные показатели. В качестве относительных показателей выступают, например, индекс доходности, уровень механизации строительно-монтажных работ, удельный вес производственной площади в общей площади, отношение численности вспомогательного персонала к числу рабочих основного производства; в качестве абсолютных — чистый дисконтированный доход, капитальные вложения, себестоимость продукции и др.

По степени влияния на выбор того или иного варианта выделяют основные и дополнительные показатели. Обычно в качестве основных показателей оценки эффективности инвестиционных проектов выступают показатели экономической эффективности инвестиций: чистый дисконтированный доход, срок окупаемости инвестиций и т.д.

Дополнительные показатели используются для повышения степени обоснования выбора решения, а также в случае, когда основные показатели не обеспечивают однозначного установления наиболее эффективного варианта. Такая ситуация может наступить, когда показатели по сравниваемым вариантам отличаются друг от друга на величину, не превышающую точность расчета.

Разница, например, чистого дисконтированного дохода, в пределах которой варианты следует считать равноэкономичными, может достигать для объектов железнодорожного транспорта при обосновании инвестиций — 10—15 %, на стадии непосредственного проектирования — 5—8 %.

Кроме того, показатели экономической эффективности инвестиционных проектов имеют ряд существенных недостатков. К таким недостаткам можно отнести трудность, а иногда и невозможность учета в стоимостной (денежной) форме всех показателей, влияющих на эффективность проектов. Стоимостная форма показателей эффективности подвержена всем недостаткам, присущим ценообразованию. Поэтому учет дополнительных показателей при установлении наиболее рациональных инвестиционных вариантов снижает степень риска вложения капитала в неэффективные проекты.

В зависимости от масштабности показателя выделяют общие и частные технико-экономические показатели выбора варианта. Общие показатели характеризуют эффективность инвестиционного проекта в целом, частные — отдельных его частей. При этом частные показатели должны не противоречить общим, а обеспечивать выбор таких частных решений, которые повышают общую эффективность проекта.

Набор показателей, а также требуемая точность их определения, необходимая для выбора решения, зависят от стадии проработки инвестиционного проекта, вида и значения объекта, а также условий его сооружения. Так, при разработке обоснований инвестиций используются более укрупненные показатели, чем при вариантном проектировании при формировании проектной документации.

Для выбора решения недостаточно определения показателей по сравниваемым вариантам. Необходимо принять критерий выбора решения, т.е. признак предпочтения одного варианта другому. В качестве такого критерия могут выступать: минимальный срок окупаемости инвестиций, максимум экономии материальных ресурсов, минимум потребления топливно-энергетических ресурсов и др.

Признак выбора варианта принято называть критерием оптимизации решения.

Критерий выбора решения должен приниматься максимально простым, но обеспечивающим непротиворечивость результатов народнохозяйственным интересам. В условиях рыночной экономики необходимо внимательно следить за тем, чтобы решение, выбранное из условия обеспечения максимального дохода производству или физическому лицу, соответствовало бы и максимальному приросту внутреннего национального дохода в целом по стране.

Предыдущая


Copyright © 2007-2022, Недвиговка.Ру