Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля


Б.Б. Хрусталев, Ю.С. Артамонова, А.А. Еремкин, И.В. Сироткин
Экономика, организация и управление предприятиями строительного комплекса

Учебное пособие. Пенза: ПГУАС, 2006

Предыдущая

2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

2.5. Основные задачи формирования инвестиционной стратегии развития регионального строительного комплекса

Автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования А. Чандлер считает, что стратегия – “это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей”. Определение стратегии Чандлера дополняется требованием экономичности для принимаемых курсов действий: “Стратегическая альтернатива определяется путем сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учетом приемлемого уровня риска”. В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?

Этот подход можно применить и к формированию региональной стратегии развития, и стратегии развития строительного комплекса. На региональном уровне эти вопросы будут следующими: Развитие каких отраслей следует считать приоритетным? Каковы наличные ресурсы и потенциалы этих отраслей, какие инвестиции, в каком объеме следует привлечь для эффективного развития? Каким будет экономический эффект для региона в результате осуществления инвестиционных процессов?

Для инвестиционно-строительного комплекса сущность этих вопросов немного изменится. Следует ответить на вопросы: Какие направления развития строительной отрасли имеют наибольший потенциал? Каковы наиболее эффективные пути перераспределения инвестиций в регионе для развития строительного комплекса и какова наиболее эффективная структура управления инвестиционным развитием строительного комплекса? Каков эффект от осуществления инвестиционных мероприятий?

Система оценки для определения приоритетных отраслей и объектов для инвестирования включает следующие показатели:

-  рентабельность инвестиций;

-  бюджетная эффективность;

-  инновационный потенциал;

-  потребительский потенциал;

-  рентабельность внутреннего капитала;

-  ресурсный потенциал.

Показатель рентабельности инвестиций оценивает прибыльность отрасли и скорость возврата инвестиционного капитала. Бюджетная эффективность определяется величиной бюджетных отчислений по предприятиям и отраслям. Инновационный потенциал оценивается как удельный вес новой продукции в объеме производства предприятий отрасли. Потребительский потенциал определяется предполагаемым спросом на продукцию предприятий отрасли. Ресурсный потенциал учитывает состояние производственной базы отрасли и объекта (уровень износа основных средств, степень загрузки производственных мощностей), научно-технический и экспортный потенциал, степень доступности сырья и обеспеченности кадровыми ресурсами.

При определении отраслевых приоритетов учитываются также региональная производственная инфраструктура и экономическая безопасность области, которая включает возможности для расширенного воспроизводства, степень зависимости отраслей и предприятий от импорта, научно-технический потенциал области, межрегиональные связи.

В «Программе социально-экономического развития на 2003 – 2008 гг.» приоритетными направлениями развития Пензенской области определены машиностроение и металлообработка, сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции, развитие строительной индустрии и малого предпринимательства.

Инвестиционная стратегия разрабатывается и реализуется региональными органами государственной власти.

В целях реализации своих полномочий региональные органы государственной власти участвуют совместно с федеральными органами государственной власти в разработке проектов федеральных законов и других нормативно-правовых актов по предметам совместного ведения России и региона; осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным федеральным законодательством; участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории своего региона; создают условия для привлечения инвестиций в экономику региона в целях реализации федеральных и региональных программ в соответствии с федеральным законодательством [4].

Главными задачами инвестиционной стратегии должны являться: формирование в регионе благоприятного инвестиционного климата; развитие инфраструктуры регионального инвестиционного рынка; реализация конкретных инвестиционных проектов и программ.

В частности, в рамках инвестиционной стратегии развития строительного комплекса будут ставиться следующие задачи:

-  создание системы управления инвестиционно-строительной деятельностью в регионе;

-  создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие СК;

-  разработка и реализация инвестиционных программ и проектов, направленных на развитие строительной отрасли, либо на решение других задач, реализуемых при помощи осуществления процесса строительства;

-  создание прогрессивного инвестиционного законодательства, эффективного залогово-гарантийного механизма, позволяющего оптимизировать процесс инвестиционной деятельности на территории СК.

Инвестиционная стратегия региона, в конечном счете, должна обеспечивать экономическую и социальную эффективность, экологическую безопасность, развитие поддерживающей инфраструктуры региона.

Любая инвестиционная стратегия реализуется путем использования механизма инвестиционной политики, которая формируется на региональном уровне на основе государственной инвестиционной политики.

Региональная инвестиционная политика – это вид экономической политики, в соответствии с которой региональные органы государственной власти могут направить ресурсы в перспективные для экономического роста отрасли.

Основной целью инвестиционной политики региона является создание условий для эффективных вложений в экономику региона. Эффективными являются такие инвестиционные вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить приемлемую для инвестора и для региона, принимающего инвестиции, экономическую выгоду в виде, например, прибыли от инвестиций. В этой связи, основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона – повышение бюджетной эффективности экономики региона.

Основная задача такой политики – осуществление выбора приоритетных отраслей по определенным критериям с целью направления им инвестиционных средств. Грамотная инвестиционная политика предполагает такое перераспределение средств, при котором выделение приоритетных отраслей не оказывало бы негативного влияния на другие отрасли.

Очевидно, что основной упор необходимо делать на отрасли, имеющие высокий экономический потенциал или играющие связующую роль между другими интенсивно развивающимися отраслями. В этом случае одним из важнейших критериев оценки целесообразности принятия инвестиционных решений является определение и оценка факторов косвенного воздействия.

Основными условиями проведения разумной и привлекательной для инвесторов политики являются следующие: наличие объектов для осуществления инвестиционной деятельности; доступная и полная информация об объектах; хорошо отлаженный механизм осуществления гарантийных обязательств со стороны региональных органов власти; возможность развития и применения инноваций; установленная и прописанная процедура получения прав; понятный механизм оценки стоимости прав; государственные меры стимулирования и поддержки инвесторов.

С целью развития производственных процессов в экономике инвестиционная политика должна осуществляться на основе следующих принципов: последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов; государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций; размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с целевыми программами и исключительно на конкурентной основе; усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета; совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций; значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

В соответствии с заданными условиями могут быть сформулированы следующие задачи инвестиционной политики региона: повышение общей инвестиционной привлекательности; эффективное использование экономического потенциала; совершенствование регионального законодательства; формирование новых источников налоговых и рентных платежей; образование новых рабочих мест; развитие инфраструктуры; формирование здоровой конкурентной среды; поддержание благоприятного экологического климата в регионе; повышение конкурентоспособности региональной экономики на внешних рынках; создание условий для развития малого бизнеса на базе объектов недвижимости; повышение инвестиционной привлекательности производственных предприятий и привлечения инвестиций в производственную сферу; создание условий для эффективной реализации социальной политики с целью улучшения качества жизни населения.

Основной задачей инвестиционной политики в строительной отрасли должно стать привлечение капиталообразующих инвестиций, т.е. обеспечивающих создание и воспроизводство основных и оборотных фондов, а также обеспечение эффективного их использования. А это можно осуществить путем сокращения резервов на различных этапах реализации инвестиционных проектов.

Процесс формирования инвестиционной стратегии инвестиционно-строительного комплекса осуществляется в несколько этапов (рис.2.9).

Рис. 2. 9. Механизм разработки и реализации инвестиционной стратегии развития строительного комплекса в условиях влияния факторов среды

1. Оценка существующей ситуации для определения целей инвестиционной стратегии: оценка объемов производства строительного комплекса, оценка финансового положения предприятий СК (устойчивость, рентабельность, оборачиваемость, ликвидность и т.д.), степени эффективности управления СК (наличие инфраструктуры управления, оргструктура СК, наличие пробелов в этих структурах), определение степени негативного влияния факторов внешней и внутренней среды на развитие предприятий СК (Sf(ФКВ + ФПВ)=1, определение ФВС на уровне СК Sf(ФВС)=1).

2. Постановка задач инвестиционной стратегии и способов ее осуществления: определение резервов повышения эффективности в зависимости от организационно-экономической ситуации и варианта развития предприятий СК, определение способов осуществления и инструментов инвестиционной стратегии для использования резервов развития СК.

3. Разработка мероприятий инвестиционной стратегии и сроков их реализации: определение объектов реализации конкретных задач, определение приоритетов инвестиционной стратегии, определение мероприятий для реализации задач (инвестиционные программы, проекты, изменения в оргструктуре управления, в законодательстве), определение сроков реализации мероприятий, исходя из возможностей СК и принадлежностей фирм к группам А, В, С (согласно Концепции инвестиционной стратегии Пензенской области), конъюнктуры рынка, степени риска и пр.), формирование мероприятий инвестиционной стратегии.

4. Выявление ресурсов на формирование мероприятий инвестиционной стратегии: определение необходимого количества ресурсов, определение объема имеющихся в наличии ресурсов, определение структуры и количества недостающих ресурсов, определение соотношения форм инвестирования, видов инвестиций, нахождение резервов более эффективного использования собственных средств.

5. Установление исполнителей инвестиционных мероприятий: определение уровня исполнения и исполнителей отдельных мероприятий инвестиционной стратегии, формирование системы координации и контроля за исполнением мероприятий, определение сторон – участников мероприятий (заказчик, инвестор, исполнитель).

6. Разработка мероприятий инвестиционной стратегии: детальная разработка каждого мероприятия (бизнес-планы, ТЭО, календарные планы, сетевые графики и т.д.).

7. Осуществление мероприятий инвестиционной стратегии: координация в ходе исполнения мероприятий, внесение изменений и дополнений в ходе осуществления мероприятий, исходя из меняющихся внешних условий, по возможности, снижение негативного влияния от неисполнения условий договоров, форс-мажора, влияния внешней среды и т.д.).

8. Оценка результатов реализации инвестиционной стратегии: качественная и количественная оценка полученных результатов, сравнение результатов с прогнозируемыми, определение эффективности, оценка отклонений, определение способов устранения этих отклонений, устранение отклонений результатов от прогнозируемых.

Эффективная реализация инвестиционной стратегии предполагает наличие эффекта от вложенных средств. Этот эффект планируется на стадии технико-экономического обоснования, а достигается в процессе функционирования вложенного капитала.

Эффективность инвестиционных проектов, как правило, обеспечивается в том случае, если инвестиционная деятельность связана с инновациями в различных сферах экономики: в организации разработки полезных ископаемых с целью более полного покрытия общественных потребностей региона и страны в целом или в случае отказа от импорта природно-сырьевых ресурсов, в проведении НИОКР, в разработке новых технологий и их внедрении, в создании организационных структур и их модернизации, в проведении реинжиниринга бизнес-процессов в строительной индустрии.

Процесс реализации инвестиционной стратегии можно представить в виде схемы (рис. 2.10)

Рис. 2.10. Процесс формирования и реализации инвестиционной стратегии развития строительного комплекса в современных условиях

Необходимым условием разработки стратегии развития строительного комплекса является создание модели реализации инвестиционной стратегии с учетом стадий жизненного цикла. Инвестиционная стратегия представляет собой комплекс различных мероприятий, подразумевающий осуществление различных инвестиционных проектов с целью перехода строительного комплекса из ситуации А4 в ситуацию А1, минуя ситуации А3 и А2. Находясь в экономической ситуации А4, жизненные циклы инвестиционных проектов реализовываются с периодом окупаемости tок1 и максимальной прибылью Р1мах вследствие негативного влияния факторов внешней и внутренней среды (рис. 2.11). С целью снижения этого влияния разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию деятельности предприятий строительной отрасли, т.е. стратегия развития СК. Начало реализации этой стратегии обуславливает переход строительного комплекса в экономическую ситуацию А3, характеризующуюся периодом окупаемости tок2. Максимальная прибыль вырастет на ∆Р1-2 и достигнет уровня Р2мах. Реализация инвестиционной стратегии повлечет за собой дополнительные издержки в размере S2 – S1. Продолжая осуществлять мероприятия стратегии развития, можно повысить максимальную прибыль до уровня Р3мах, соответственно увеличивая затраты с S2 до S3. в этом случае период окупаемости сократится до tок3, и произойдет переход в организационно-экономическую ситуацию А2. Достижение «идеального варианта» развития и переход в ситуацию А1, характеризующуюся максимальной прибылью Р4мах и уровнем затрат S4, будет достигнут при реализации всех мероприятий инвестиционной стратегии развития.

Таким образом, суммарный эффект от реализации инвестиционной стратегии складывается из суммы частных эффектов от осуществления мероприятий в рамках этой стратегии и обозначен на графике зоной Э. Исполнение всех запланированных мероприятий вызовет увеличение затрат в размере ∆Sи и составит Sсум.

Рис. 2.11. Модель реализации инвестиционной стратегии

Повышение эффективности деятельности строительного комплекса возможно на различных уровнях: на управленческом уровне путем реализации инвестиционной стратегии и на уровне входящих в него предприятий путем реализации отдельных мероприятий инвестиционной политики.

Предыдущая


Copyright © 2007-2019, Недвиговка.Ру