2. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕМ ПЛАТФОРМЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ
2.1. Методика теоретических исследований системы управления положением платформы строительной машины
Системный подход является общепринятым направлением методологии,
определяющим ориентацию научных исследований, и занимает ведущее место в научном
познании. В связи с этим в данной работе системный подход использовался в
качестве общей методики теоретических исследований системы управления
положением платформы строительной машины [3].
Суть системного подхода состоит в том, что система управления
положением платформы строительной машины рассматривается как ограниченное
множество элементов, объединенных в единое целое связями. Группы элементов,
объединенных одним функционально завершенным агрегатом, будут являться
подсистемами. Целостность системы управления положением платформы строительной
машины заключается в том, что ее свойства не могут быть поняты и оценены без
знания свойств ее подсистем. Иерархичность и структурность системы характеризуется
тем, что каждая ее подсистема может рассматриваться, в свою очередь, как
система с возможностью ее описания с помощью сети связей. Множество моделей,
которыми может быть описана система по различным аспектам, является одним из основных
принципов системного подхода. Принцип взаимозависимости определяет рассмотрение
свойств системы во взаимосвязи с окружающей средой [3].
Решение задач работы с применением системного анализа представлено
следующими этапами [3]:
1) постановка задачи: определение объекта и предмета
исследования; определение критерия эффективности для процесса управления положением
платформы строительной машины;
2) решение поставленных задач: определение структуры
процесса управления положением платформы строительной машины; разбиение системы
управления положением платформы строительной машины на подсистемы; составление
математических моделей подсистем и общей модели системы управления положением
платформы строительной машины;
3) анализ системы: обоснование параметров устройства
управления положением платформы строительной машины, влияющих на критерий эффективности,
и их границ; анализ полученной математической модели сложной динамической
системы управления положением платформы строительной машины; получение
численных зависимостей эффективности основных параметров устройства управления
положением платформы строительной машины;
4) синтез системы: выявление функциональных зависимостей
критерия эффективности от основных параметров устройства управления положением
платформы строительной машины; оптимизация основных параметров устройства
управления положением платформы строительной машины согласно целевой функции
выбранного критерия эффективности; составление инженерной методики расчета оптимальных
значений параметров и САПР основных параметров устройства управления положением
платформы строительной машины.
Математическое моделирование составляет основу теоретических
исследований работы, при этом исследуемый объект заменяется его математической
моделью, которая отражает с достаточной степенью точности исследуемые свойства
объекта.
Составление математической модели проведено путем широко
распространенного описания подсистем – при помощи передаточных и статистических
функций, а также дифференциальных уравнений, описывающих исследуемые свойства
объекта [3].
Математическое моделирование сложной динамической системы
управления положением платформы строительной машины проведено на ПЭВМ с
процессором Intel Core Duo 1,50 ГГц с объемом ОЗУ 1 ГБ в
программном комплексе MATLAB R2009a [4, 27]. Такой способ имеет ряд преимуществ перед натурными
испытаниями: дешевизна исследований; вмешательство извне на любой стадии
исследований; возможность моделирования условий эксперимента, которые невозможно
воспроизвести в реальных условиях.
При составлении математической модели системы управления
положением платформы строительной машины в данной работе рассматривалась
сложная динамическая система, на которую действуют как управляющие, так и
возмущающие воздействия, имеющие стохастическую природу. Параметры гидропривода
также изменяются во времени, но эти изменения несоизмеримо малы по сравнению с
изменениями внешних воздействий, поэтому при моделировании подсистемы
гидропривода он представлен системой с фиксированными параметрами [3, 21].
|