Н.В. Гусакова, А.И. Забалуева, В.В. Румянцева
Экология: конспект лекций
Под редакцией А.Н. Королева. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 176с.
Лекция 12. Экономические аспекты охраны природы
12.2. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий
Экономическую
эффективность мероприятий по охране окружающей среды нельзя определять на основании
анализа деятельности одного предприятия
и даже целой отрасли. Частично эффект природоохранных мероприятий находит отражение в улучшении показателей предприятия: утилизируется ценное сырье, улучшаются условия
труда, снижаются заболеваемость и текучесть кадров, повышается
производительность труда и т. д. Но основная
часть экономического эффекта мероприятий выходит за отраслевые рамки.
Экономическая эффективность технических природоохранных мероприятий (очистные
сооружения, безотходные технологии и др.) оценивается, прежде всего, по повышению
эффективности общественного производства. Управление качеством окружающей среды и
принятие решений возможны
при наличии ясного представления об экономической эффективности затрат на средозащитные мероприятия и о размерах
предотвращаемого ущерба. Только тогда можно прогнозировать, экономически
стимулировать и оценивать направления научно-технического прогресса. В конечном
счете эффективность охраны природы и рационального природопользования должна
выразиться в приросте национального дохода, повышении социального и
экологического потенциалов.
Чтобы
избежать негативных последствий, общество разработало систему регулирования
природоохранной деятельности. Основными функциями управления являются:
– контроль за использованием ресурсов;
защита воздуха, воды, почвы от загрязнения;
– сохранение
экологического равновесия в природных экосистемах и прогнозирование их состояния.
Желаемых
целей возможно достичь двумя путями: реорганизацией экономической и
хозяйственной деятельности и защитой непосредственно природных объектов. Это
означает, что в эколого-экономической системе должен присутствовать особый
блок, который воспринимает информацию от природных экосистем о происходящих
изменениях, оценивает возможные отрицательные последствия и передает команду
управляющему блоку. В качестве блока управления могут выступать органы власти
или специально уполномоченные службы (например, региональные подразделения
Минприроды). Они получают информацию о состоянии природных объектов на основе
мониторинга и предписывают предприятию сокращение выбросов или сбросов,
используют экономические рычаги управления (корректируют плату за загрязнение и
т. п.). Конкретные способы выполнения предписаний выбирает само предприятие.
Это могут быть новые очистные сооружения, изменение технологий, замена топлива
или сырья, приостановка устаревших производств.
Основными принципами
при принятии решений должны быть:
– анализ результатов предполагаемых
действий;
– учет взаимосвязей экономической
и социальной деятельности с состоянием окружающей природной среды.
Для
совершенствования системы управления окружающей средой в первую очередь
необходимы введение новых оценочных показателей, нормативов, отработка
механизмов взаимодействия между природоохранными подразделениями. Основными направлениями
совершенствования системы управления являются:
– улучшение системы информационного
обеспечения;
– поиск экономического оптимума при
установке нормативов выбросов и уровня допустимого загрязнения;
– совершенствование
структур и подразделений, участвующих в управлении качеством природной среды и
природопользованием, координация их деятельности, подчинение решению глобальных
задач;
– совершенствование экономического механизма
управления;
– создание механизмов
выполнения целевых программ по охране природы и рациональному
природопользованию как в региональном и национальном, так и в глобальном
масштабах.
Экологическая ситуация, в которой приходится
функционировать современной экономике, вызывает необходимость комплексного
рассмотрения хозяйственных проблем под углом зрения требований окружающей
среды.
Проблема охраны природы тесно связана с политикой,
идеологией, экономикой, что вызывает необходимость рассмотрения данной проблемы
в различных аспектах: социально-политическом; правовом;
социально-гигиеническом; технико-технологическом; экологическом.
Кратко охарактеризуем вопросы, относящиеся к
отмеченным направлениям.
Социально-политический аспект связан с решением проблемы охраны природы в
масштабах всего человечества при наличии разных социальных систем.
Возникновение социально-политической проблемы создания и внедрения в глобальном
масштабе природоохранных мер по предотвращению истощения ресурсов и загрязнения
среды обусловлено объективными факторами.
Во-первых, в связи с неделимостью биосферы загрязнения
природной среды невозможно удержать в территориальных границах страны, в которой
это происходит.
Во-вторых, каким бы мощным экономическим и
научно-техническим потенциалом ни обладала отдельная страна, она не может
полностью решить такую сложную и многогранную проблему, поэтому потребовалось
принятие необходимых мер не только на национальном, но и на международном
уровне. Международные научно-технические связи стали устанавливаться на двусторонней
основе. Россия сотрудничает с рядом ведущих капиталистических стран: США,
Англией, Швецией, участвуя в осуществлении программы ООН по окружающей среде.
Правовой аспект. Правовую основу охраны окружающей среды можно сформулировать как
установленную законом систему мер, направленных на охрану окружающей среды и
рациональное использование, восстановление и умножение природных богатств.
Устанавливая такую систему мер, закон регулирует общественные отношения в
области охраны природы, в результате чего возникает совокупность
природоохранных правоотношений.
Правовая основа охраны природы в России базируется на
ряде принципов, среди которых можно выделить наиболее важные:
а) природные ресурсы составляют государственную
собственность и предоставляются только в пользование;
б) охране подлежат все объекты природы – как
вовлеченые в хозяйственный оборот, так и неэксплуатируемые;
в) рациональное использование природных ресурсов;
г) контроль за рациональным использованием природных
ресурсов и охраной природы;
д) ответственность за несоблюдение законодательства об
охране природы.
Социально-гигиенический аспект охраны окружающей природной среды в нашей
стране отражает принцип приоритета в охране здоровья и сохранения благоприятных
гигиенических условий жизни населения.
Осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей
среды требует разработки количественных санитарно-гигиенических показателей
состояния качества окружающей среды, критериев безвредности, обеспечивающих оптимальные
условия жизнедеятельности человека.
Социально-гигиенические исследования должны быть
направлены на то, чтобы темпы изменения окружающей среды не опережали живых
организмов. Следовательно, учет биологической нормы адаптационных возможностей
организма – важный принцип в области изучения взаимодействия организма и окружающей
среды.
Другим важным моментом данного аспекта является социально-гигиенический
прогноз будущего состояния преобразованной окружающей среды с целью
сохранения здоровья населения. Подобные прогнозы должны не только определять научно
техническое развитие, но и предсказывать наиболее оптимальные варианты путей
развития научно-технического прогресса.
Технико-экономический аспект охраны природы предполагает организацию производства
по принципу безотходности. Современная технико-экономическая база промышленности
не позволяет осуществить на промышленных предприятиях глубокую очистку воздуха
и воды ввиду исключительной дороговизны этих мероприятий. Разработка новых
технологических процессов, на основе которых может быть создано безотходное
производство, обеспечит не только высокие технико-экономические показатели, но
и комплексное использование природных ресурсов. Реальный путь экологизации
технологии – это постепенный переход сначала к малоотходным, а затем к
безотходным замкнутым циклам.
Тем самым могут быть достигнуты рациональное
природопользование и охрана окружающей среды.
Эколого-экономический аспект охраны природы стал формироваться относительно
недавно и своим возникновением и развитием обусловлен бурным ростом
производства и научно-технической революцией. В период научно-технической
революции, когда масштабы преобразовательной деятельности людей неизмерно
выросли, изменения природного равновесия стали отражаться на развитии народного
хозяйства, вследствие недостаточного учёта экологического фактора, и проблема
охраны природы приобрела также большое экономическое значение.
Современные темпы экономического развития обострили
проблему ограниченности природных ресурсов, в связи с чем возникла
необходимость учета экологических требований к экономике.
Следует подчеркнуть, что само экономическое развитие
внутренне противоречиво: с одной стороны, оно порождает ряд острых
экологических проблем; а с другой –
в самом экономическом развитии заложена основа для устранения этих
противоречий. Раскрыть природу этих противоречий – значит понять связь двух систем: общественного
производства и окружающей среды. Необходимо обеспечить такое взаимодействие,
при котором высокие темпы расширенного воспроизводства экономического роста и
повышения народного благосостояния сочетались бы не только с сохранением, но и
непрерывным улучшением и развитием как отдельных компонентов, так и всей
окружающей среды.
Необходимо углубить изучение природной среды как
ресурса воспроизводящей системы и путей повышения её продуктивности на основе
закономерностей функционирования природных экосистем, а также раскрыть механизм
устойчивости и самовосстановления природных комплексов. Иначе говоря, человеку
необходимо предвидеть будущее и выработать стратегию проектирования и создания
нужной ему природно-технической среды. При этом следует учитывать, что
экологическая проблема имеет следующие аспекты:
-
технико-экономический, связанный с
угрозой истощения природных ресурсов;
-
экологический в узком смысле этого
слова, т.е. связанный с биологическим равновесием человеческого общества с
природой при глобальном загрязнении окружающей среды;
-
социально-политический, поскольку
эти проблемы связаны с необходимостью их решения не только в рамках отдельных
регионов, но и в глобальном масштабе, охватывающем человечество в целом.
В настоящее время основной стратегической линией в
научной и хозяйственной деятельности людей должна стать формула: понять, чтобы
предвидеть и рационально использовать.
|