Н.В. Гусакова, А.И. Забалуева, В.В. Румянцева
Экология: конспект лекций
Под редакцией А.Н. Королева. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 176с.
Лекция 12. Экономические аспекты охраны природы
12.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение
Закон
«Об охране окружающей природной среды» (ООПС, ст. 16) называет несколько
источников финансирования охраны окружающей природной среды: государственный
бюджет, средства предприятий, учреждений и организаций.
Несмотря
на то, что в последние годы в России принято более 30 различных законодательных
и нормативных актов, решений и постановлений федерального и регионального уровней по экономическому регулированию
природопользования, в стране ежегодно снижаются совокупные затраты на охрану
природы. Так, с 1992 по 2000 г.г., объемы затрат снизились на 60 %, при
этом удельный вес затрат в валовом национальном продукте (ВНП) составляет не
более 2 %, из них капиталовложения – 0,5%. В промышленно развитых
странах капиталовложения в охрану природы держатся на уровне 2-3 % от ВНП.
Плата за
пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды – новый институт, введенный
в период рыночной реформы после отмены исключительной государственной
собственности на землю и другие ресурсы и превращения их в объекты
гражданско-правовых сделок. Предполагается, что платность природных ресурсов
повысит материальную заинтересованность производственников в их эффективном
использовании и сохранении, появятся дополнительные средства на их
восстановление и воспроизводство. Законом РФ ООПС (ст. 20) предусмотрено два вида платы: за пользование природными
ресурсами и за загрязнение окружающей
среды. Назначение платы за загрязнение
окружающей природной среды – компенсация причиняемого вреда, стимуляция сокращения выбросов и экономическое обеспечение
оздоровления и охраны окружающей природной среды.
Закон
ООПС предусматривает два вида платы за загрязнение: 1) за выбросы, сбросы
вредных веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов, 2) за
выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных лимитов либо без
разрешения.
Порядок
установления платы включает три этапа: определение базовых нормативов,
дифференцированных ставок и конкретных размеров платы загрязнителя.
Базовые нормативы определяются по видам загрязняющих веществ или вредных воздействий
(шум, вибрация, электромагнитные колебания). Базовые нормативы устанавливаются:
в пределах нормативов, сверх установленных нормативов, но в пределах лимитов и в виде
временно согласованных выбросов.
Дифференцированные
нормативы устанавливаются
на основе базовых, но с поправкой на
экологическую ситуацию в регионах. Эти платы рассчитываются путем умножения базовых ставок на региональные экологические
коэффициенты, отражающие природно-климатические, экономические особенности и значимость охраняемых природных объектов (территорий, бассейнов рек, морей и др.).
Конкретные размеры платежей предприятий-загрязнителей определяются местными
исполнительными органами с участием органов охраны природы,
санэпиднадзора и самого предприятия. С учетом экологической ситуации местные
исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической
значимости: в крупных промышленных городах – до 20 %, а в зонах экологических бедствий и на
особо охраняемых территориях (национальные
парки, заповедники, курорты) – до 100%. Эти платежи производятся за счет себестоимости продукции, а
за превышение лимитов – за счет прибыли предприятия.
Платежи за загрязнения носят налоговый характер, поэтому могут взиматься в безакцептном
порядке. Если платежи предприятия равны прибыли или превышают ее, то можно
рассматривать вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного
хозяйствующего субъекта.
Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды в России
осуществляется следующим образом:
–
установлением налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении безотходных
технологий, использовании вторичных ресурсов и осуществлении другой деятельности,
обеспечивающей природоохранный эффект;
–
установлением повышенных норм амортизации основных производственных,
природоохранных фондов;
–
применением поощрительных цен на экологически чистую продукцию;
–
введением специального налога на экологически вредную продукцию;
–
применением льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих
природоохранную деятельность.
Республиканскими
законодательствами могут устанавливаться и другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.
|