О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.
Лекция 7. Правовая охрана окружающей среды в промышленности, энергетике и военной деятельности
7.4. Экологические требования, предъявляемые к военным и оборонным объектам и военной технике
В соответствие со
ст. 41 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования в
области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании,
строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из
эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере
распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику,
за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды.
Перечень чрезвычайных ситуаций,
препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды при
размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию,
эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения
и военной техники, определяется законодательством России.
Видим, что закон
легитимирует обязанность соблюдения общих требований в области охраны
окружающей среды к функционированию специальной группы объектов – военных и
оборонных. Одновременно указываются основания исключений из этого. Исключение
из общего правила составляют размещение, проектирование, строительство,
реконструкция, ввод в эксплуатацию, вывод из эксплуатации военных и оборонных
объектов в условиях чрезвычайной ситуации, когда соблюдение требований в области
охраны окружающей среды становится невозможным. В этом случае правовое
регулирование осуществляется в рамках Федерального закона «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
согласно ст. 1 которого чрезвычайная ситуация – это обстановка на
определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или
повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей
среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности
людей.
В соответствие с Приказом
Министра обороны РФ № 10 «Об утверждении наставления по правовой работе в
Вооруженных Силах Российской Федерации» при обеспечении экологической
безопасности войск (сил) основными организационно-правовыми мероприятиями
считаются:
а) планирование и
организацию обеспечения экологической безопасности войск (сил);
б) наблюдение за
состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг), контроль,
нормирование и паспортизацию военных объектов;
в) восстановление
окружающей среды в процессе повседневной деятельности войск (сил), после
проведения учений и специальных работ, аварий и катастроф;
г) обеспечение
экологической безопасности вооружения, военной техники и военных объектов;
д) природоохранную
деятельность, лицензирование и рациональное природопользование;
е) обеспечение защиты
интересов воинской части при предъявлении исков за причинение вреда окружающей
природной среде.
Планирование мероприятий по
обеспечению экологической безопасности осуществляется командирами воинских
частей совместно с представителями экологических служб и оформляется в виде
«Плана обеспечения экологической безопасности воинской части».
План должен включать:
организационно-плановые мероприятия, экологическое воспитание и обучение
военнослужащих, эксплуатационные мероприятия, нормативное обеспечение, правовые
мероприятия, финансовое обеспечение экологической безопасности.
Государственный
экологический контроль на объектах Вооруженных Сил России осуществляется
должностными лицами специально уполномоченных государственных органов в области
охраны окружающей природной среды в соответствии с планом осуществления
государственного экологического контроля. Права должностных лиц являются общими
за исключением возможности использования на территории проверяемого объекта
оборудования, внесенного в Государственный реестр средств измерения
Государственного комитета России по стандартизации, метрологии и сертификации,
для аналитического инструментального контроля и отбора проб с целью
последующего лабораторного анализа. Его использование запрещается на
техническим территориях, к которым относятся командные пункты,
оперативно-технические помещения пунктов управления, антенные поля и аппаратные
узлы связи, вычислительные центры и средства передачи данных, а также
приравненные к ним сооружения на особорежимных и особо важных объектах.
Предусматривается
экологическая паспортизация военных объектов. Экологический паспорт военного
объекта – нормативно-технический документ, содержащий данные, полученные в
результате экологической паспортизации, и включающий сведения по использованию
воинской частью (военным объектом) природных ресурсов (первичных, вторичных и
др.) и влиянию на окружающую природную среду, согласованный и утвержденный в
установленном порядке.
К основным мероприятиям
природоохранной деятельности относятся:
– разработка
и реализация комплекса организационно-технических мероприятий по охране
окружающей среды, животного и растительного мира;
– разработка
и согласование с государственными природоохранными органами нормативов
природопользования;
– строительство,
реконструкция, ремонт и эксплуатация природоохранных
сооружений и установок на военных объектах;
– сбор,
удаление (переработка и утилизация) и уничтожение всех видов отходов военной
деятельности.
|