О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.
Лекция 4. Организационный механизм охраны окружающей среды
4.2. Полномочия Российской Федерации, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды
Полномочия органов власти и
местного самоуправления указаны в гл.II Федерального закона «Об охране
окружающей среды» – «Основы управления в области охраны окружающей среды».
Ст. 5 Закона к полномочиям
органов государственной власти относит:
– обеспечение
проведения федеральной политики в области экологического развития Российской
Федерации;
– разработка и издание
федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны
окружающей среды и контроль за их применением;
– разработка,
утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области
экологического развития Российской Федерации;
– объявление и
установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на
территории Российской Федерации;
– координация и
реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического
бедствия;
– установление порядка
осуществления государственного экологического мониторинга, порядка организации
и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга,
формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды
и обеспечение функционирования такой системы;
– определение порядка
организации и осуществления федерального государственного экологического
надзора;
– установление порядка
создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного
экологического мониторинга, перечня видов включаемой в него информации, порядка
и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;
– создание и
эксплуатация государственного фонда данных;
– установление порядка
подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и
об охране окружающей среды;
– установление
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное
управление в области охраны окружающей среды;
– обеспечение охраны
окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в
исключительной экономической зоне РФ;
– установление порядка
обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, государственный надзор
в области обеспечения радиационной безопасности;
– подготовка и
распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране
окружающей среды;
– установление
требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение
нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
– утверждение правил
исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду,
осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и
своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие
на окружающую среду и коэффициентов к ним;
– организация и
проведение государственной экологической экспертизы;
– взаимодействие с
субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
– установление порядка
ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности,
осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды,
и их осуществление;
– предъявление исков о
возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения
законодательства в области охраны окружающей среды;
– организация и
развитие системы экологического образования, формирование экологической
культуры;
– обеспечение
населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
– образование особо
охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня
объектов природного наследия, рекомендуемых РФ для включения в Список
всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной
книги РФ;
– ведение
государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду;
– ведение
государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе
природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их
экологической значимости;
– экономическая оценка
воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
– экономическая оценка
природных и природно-антропогенных объектов;
– установление порядка
лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и
его осуществление;
– осуществление
международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей
среды;
– осуществление
федерального государственного экологического надзора при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в
соответствии с законодательством РФ в ведении РФ, и объектов, оказывающих
негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких
объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти;
– установление перечня
нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих
угрозу причинения вреда окружающей среде;
– установление
для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и
иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей
негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого
химического и радиационного загрязнения окружающей среды;
– государственное
регулирование обращения озоноразрушающих веществ;
– установление перечня
загрязняющих веществ;
– установление перечня
областей применения наилучших доступных технологий;
– установление порядка
разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников
по наилучшим доступным технологиям;
– установление порядка
выдачи комплексных экологических разрешений, внесения в них изменений, их
переоформления и отзыва;
– установление
критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих
негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I-IV категорий.
При этом нормативно
установленный перечень не является закрытым. Также за Российской Федерацией
может быть предусмотрено осуществление иных предусмотренных федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами полномочий.
Ст. 6 Закона определяет
полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
отражая их региональный характер относительно полномочий Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления ст. 7 Закона
относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и
промышленных отходов.
|