О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.
Лекция 4. Организационный механизм охраны окружающей среды
4.1. Понятие, содержание и виды управления в сфере охраны окружающей среды
Управление охраной
окружающей среды – это совокупность
осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение
нормативных экологических требований. Конечно же, прежде всего, речь идёт о
системе государственных органов власти и местного самоуправления. Сохранение
окружающей среды как цель, прежде всего, достигается в рамках управления, а уже
потом с помощью правоохранительных органов и применения мер правового механизма
охраны окружающей среды.
Путем последовательной
реализации требований законодательства относительно распоряжения природными
ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных
воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов
человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния
природы.
Государственное управление
природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права
осуществляется в рамках деятельности органов исполнительной власти.
В широком смысле,
управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется, в том
числе общественными формированиями и гражданами, юридическими лицами.
Исходя из этого, можно
выделить общественное, производственное, муниципальное, отраслевое
(ведомственное) и государственное управление.
Государственное
управление как составная часть
государственного управления в целом основывается на ст. 10 Конституции РФ, закрепившей
принцип разделения единой государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную ветви. Государственные органы обладают особыми
правовыми и административными средствами для обеспечения реализации
экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при
необходимости к государственному принуждению. На них возложена ответственность
за обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование в
рамках экологической функции государства.
Принципами государственного
управления природопользованием и охраной окружающей среды являются:
– законность
управления;
– комплексный
(всесторонний) подход к решению вопросов природопользования и охраны окружающей
среды;
– сочетание
бассейнового и административно-территориального принципов организации
управления природопользованием и охраной окружающей среды;
– разделение
хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации
деятельности специально уполномоченных государственных органов;
– наиболее эффективное
исполнение требований законодательства об окружающей среде в рамках реально
существующих экономических и иных возможностей.
Общественное управление осуществляется общественными формированиями и
гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении
регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных
формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления являются
участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых
хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на
окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной
экологической экспертизы, экологическое просвещение и общественный контроль.
Производственное
управление связано с обеспечением
рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов,
атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Функциями
производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на
природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений,
экологический контроль. Данный вид управления осуществляется отдельными
подразделениями: инженером, механиком, технологом, энергетиком, отделами сбыта
и контроля; а также непосредственно руководителями производственных
подразделений и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы.
Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды
регулируется локальными нормативными правовыми актами.
Муниципальное управление осуществляется исполнительно-распорядительными
органами местного самоуправления на всей территории России. Это наиболее
многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере
взаимодействия общества и природы.
При реализации
муниципального управления разрешаются вопросы:
– владения,
пользования и распоряжения природными ресурсами, находящимися в муниципальной
собственности;
– обеспечения
санитарного благополучия населения;
– регулирования
планировки и застройки территорий муниципальных образований;
– контроля за
использованием земель на территории муниципального образования;
– регулирования
использования водных объектов местного значения, месторождений
общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства
подземных сооружений местного значения;
– благоустройства и
озеленения территории муниципального образования.
Отраслевое
(ведомственное) управление
осуществляется министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами
в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность
связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как
и при производственном управлении, содержание отраслевого управления
определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий,
входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.
|