О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.
Лекция 2. Источники экологического права
2.2. Система источников экологического права
Логическим итогом систематизации норм и актов,
объединяемых тематикой является система источников экологического права. В
этих нормах и правовых актах применяются как публично-правовые, так и
частноправовые средства воздействия, которые в совокупности с содержанием
образуют систему комплексного экологического права, обеспечивающего управление
природоохранными и природоресурсными отношениями в соответствии с нормами
Конституции.
Важнейшим основополагающим источником экологического
права, содержащим базовые исходные нормы и принципы, является Конституция РФ,
принятая на всенародном референдуме 23.12.1993.
Конституционные нормы, относящиеся к сфере
общественных экологических отношений, как правило подразделяются на нормы
общего характера и специально экологические (например, в ч. 1 ст. 9
Конституции устанавливается базовый принцип, носящий абсолютный характер,
содержащий оценку значения земли и других природных ресурсов как основы жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории,
устанавливаются два типа отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей
средой; ч. 1 ст. 36 устанавливает, что граждане и их объединения
вправе иметь в частной собственности землю; ст. 41 – финансирование федеральных
программ охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность,
способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию;
право граждан на благоприятную окружающую среду корреспондируется с
обязанностью граждан сохранятьприроду и окружающую среду, бережно относиться к
ее богатствам – ст. 58 и др.).
Особое место в системе источников экологического права
занимают международные договоры РФ и общепризнанные принципы международного
права. К ним относятся общеохранительные международные договоры и соглашения
(Декларация ООН по охране окружающей человека среде (1972), Всемирная хартия
природы (1982), Всемирная стратегия охраны природы (1980) и др.) и специальные
международные договоры и соглашения, которые подразделяются на следующие
группы:
1. Международные
договоры и соглашения по природным ресурсам и объектам, находящимся по
национальной юрисдикцией государства (например, на основании Конвенции об
охране Всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 16.11.1972)
статус территорий Всемирного природного наследия в России имеют девственные
леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки и ряд других уникальных природных
комплексов и объектов.
2. Международные
договоры и соглашения по охране «разделяемых» природных ресурсов и объектов
(например, пограничная река Дунай – Конвенция о режиме судоходства на Дунае,
1948 г.; Соглашение о рыболовстве в водах Дуная, 1958 г.; Конвенция о
сотрудничестве в области охраны и устойчивого использования реки Дунай, 1994
г.; Каспийское море – Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского
моря, 2003 г.; Черное море – Конвенция
по защите Черного моря от загрязнений1992г.).
3. Международные
договоры и соглашения, направленные на решение:
– определенной
глобальной экологической проблемы (например, Конвенция о трансграничном
загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., в рамках, которой
государства-участники обязуются ограничивать и уменьшать трансграничное
загрязнение воздуха, обмениваться информацией, проводить консультации по
возникающим проблемам и мониторинг качества воздуха; Венская конвенция об
охране озонового слоя 1985 г. содержит обязательства сторон по систематическим
наблюдениям, исследованиям и обмену информацией о состоянии озонового слоя, а
Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. ввел
существенные ограничения на производство и использование хлорфторуглеродов. На
парниковые газы, не предусмотренные Монреальским протоколом, распространяется
Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г. и др.);
– на охрану
конкретного природного ресурса (например, Конвенция о международной торговле
видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) 1973
г.,целью которой является предотвращение чрезмерной эксплуатации флоры и фауны
посредством введения контроля за торговлей этими видами через систему
экспортно-импортных разрешений; Международная конвенция по регулированию
китобойного промысла 1946г.,Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих
международное значение 1971 г. и др.).
Федеральные
конституционные законы занимают особое место в системе источников
экологического права. К ним, следует отнести:
1. Федеральный
конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской
Федерации». Так, согласно ст. 18 закона Правительство РФ обеспечивает
проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав
граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического
благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию
природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию
минерально-сырьевой базы РФ и т. д.
2. Федеральный
конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»,ст. 3 которого регулирует обстоятельства для введения режима
чрезвычайного положения и применения чрезвычайных мер.
Федеральные законы, регулирующие общественные
отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Их можно подразделить следующим образом:
– экосистемные: Федеральный закон от 10.01.2002 №
7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об
охране озера Байкал», Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О
континентальном шельфе Российской Федерации» и др.;
– дифференцированные: Земельный кодекс Российской
Федерации от 25.102001 № 136-ФЗ, Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ,
Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ и др.;
– федеральные законы в области обеспечения
экологической безопасности – Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О
промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон
от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» и др.;
– экологизированные законы: Гражданский кодекс
Российской Федерациичасть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ, часть вторая от
26.01.1996 № 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ и часть четвертая
от 18.12.2006 № 230-ФЗ, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996№
63-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 № 195-ФЗ и др.
Указы Президента РФ занимают особое место в системе
подзаконных нормативных актов. Они определяют основные направления
экологической политики, формируют систему и структуру органов государственной
исполнительной власти. Например, Указ Президента РФ от
21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной
власти», Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии
Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого
развития», Указ Президента РФ от 12.05.2009№ 537 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 г.», Основы государственной политики
в области экологического развития России на период до 2030 года (утв.
Президентом РФ от 30.04.2012) и др.
Следующее по иерархии место в системе источников
экологического права занимают постановления Правительства РФ. Ими утверждаются
федеральные целевые программы, устанавливаются таксы для исчисления размера
ущерба, причиненного природным ресурсам, порядок проведения экологического
мониторинга и т.д. Например, Постановление Правительства РФ от 09.08.2013 № 681
«О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге
окружающей среды) и государственном фонде данных государственного
экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)»,
Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных
ресурсов и экологии Российской Федерации»,Постановление Правительства РФ от
26.09.2000 № 724 «Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб,
причиненный воднымбиологическим ресурсам», Постановление Правительства
Российской Федерации от 23.09.2013 № 839 «О государственной регистрации
генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в
окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов
или содержащей такие организмы», Постановление Правительства РФ от 11.02.2005№
69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической,
экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование
участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение» и др.
Осуществляют собственное нормативное правовое
регулирование в экологической сфере и субъекты РФ, которые на основании
положений Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» занимаются
правотворчеством. Как правило, региональное правотворчество осуществляется с
учетом природно-географических, климатических, ресурсных и иных особенностей
региона. Например, Закон Краснодарского края от 31.12.2003 № 656-КЗ (ред. от
04.03.2015) «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края»,
Закон Краснодарского края от 31.12.2003 № 657-КЗ «Об охране окружающей среды на
территории Краснодарского края», Закон Краснодарского края от 12.03.2007№
1205-КЗ «Об экологической экспертизе на территории Краснодарского края»,
Закон Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ (в ред. от 04.03.2015) «Об
основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» и др.
Не менее важное значение в системе источников
экологического права имеют нормативные правовые акты министерств, федеральных
служб и федеральных агентств. Например, Приказ Минприроды России от 30.06. 2011
№ 568 «Об утверждении требований охотничьего минимума», Приказ Минприроды
России от 01.06.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с
отходами», Приказ Минприроды России от 25.07.2014 № 338 «О внесении изменений в
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение», ПриказМинприроды России от 25.02.2010 № 50, Приказ Минприроды
России от30.09.2011№ 792 «Об утверждении порядка ведения государственного
кадастра отходов», Приказ Минприроды России от 16.11.2010 № 512 «Об утверждении
Правил охоты», Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007№ 204 «Об утверждении формы
Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка
заполненияи представления формы Расчета платы за негативное воздействие на
окружающую среду», Приказ Ростехнадзора от 08.04.2014 № 151 «О внесении
изменений в Административный регламент предоставленияФедеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору государственных услуг по
установлению нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в
атмосферный воздух и нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в
водные объекты, выдаче разрешений на выбросыи сбросы радиоактивных веществ в
окружающую среду, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 19.10.2012№ 594», Приказ Ростехнадзора
от 07.11.2012 № 639 «Об утверждении Методики разработки и установления
нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный
воздух», Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта
освоения лесов и порядка его разработки», Приказ Рослесхоза от 01.08.2011№ 337
«Об утверждении Правил заготовки древесины» и др.
На основании Федерального закона от 06.10.2003 №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» принимаются нормативные правовые акты органов местного
самоуправления по вопросам местного значения. Они регулируют вопросы
санитарно-эпидемиологического благополучия территории, озеленения и
благоустройства, утилизации и переработки отходов.
Например, Постановление главы администрации
муниципального образования «Холмский городской округ» от 26.06.2009№ 761 «Об
утверждении порядка организации сбора и вывоза отходов на территории
муниципального образования «Холмский городской округ», Программа «Комплексные
меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на
территории муниципального образования городское поселение г. Соль-Илецк на
2012–2016 годы», Постановление администрации муниципального образования город
Краснодар от 26.02.2014№ 1156 Об утверждении муниципальной ведомственной
целевой программы «Охрана окружающей среды и формирование экологической
культуры населения в муниципальном образовании город Краснодар на 2014–2016
годы» и др.
Санкционированный обычай также относится к источникам
экологического права. Наглядным подтверждением его роли является Федеральный
закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», который имеет раздел признающий
и устанавливающий особые права и порядок пользования животным миром для
малочисленных народностей и национальностей Крайнего Севера и Дальнего Востока,
ведущих традиционный образ жизни. Еще одним примером, включенным в гражданское
законодательство можно считать правило раздела земельного участка между
собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям
права собственности на последнее, но и согласно сложившемуся порядку
пользования участком.
В последнее время ряд ученых не отрицают существование
такого источника, как судебный прецедент. Например, Постановление Пленума
Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об
ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и
природопользования».
|