О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.
Лекция 9. Охрана окружающей среды на территориях с особым эколого-правовым режимом
9.4. Особый эколого-правовой режим иных территорий
Действующим законодательством установлен особый
эколого-правовой режим также для территорий, которые предназначены для охраны
отдельных природных и иных объектов либо для снижения негативного влияния
природных или антропогенных факторов хозяйственной или иной деятельности до
требуемых нормативов. Таким образом, в зависимости от целей их создания можно
выделить две основные группы рассматриваемых объектов.
К первой группе таких территорий относятся те
из них, которые создаются в целях недопущения негативного влияния хозяйственной
или иной деятельности на экологически значимые объекты. Например, территории в
пределах водоохранных зон водных объектов и прибрежных защитных полос, зон
санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения,
а территории округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Водоохранные зоны водных объектов и прибрежные
защитные полосы. В соответствии со
ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранной зоной является
территория, которая примыкает к береговой линии поверхностных водных объектов
(морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ). Установление водоохранных
зон и определение для них специального режима осуществляется в нескольких
основных целях– как для предотвращения любого негативного влияния на водные
объекты, так и в целях сохранения среды обитания водных биологических ресурсов
и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон запрещаются: использование
сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ,
скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления,
химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов
захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с
вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме
специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и
стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое
покрытие; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных
материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического
осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных
средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов,
применение пестицидов и агрохимикатов; разведка и добыча общераспространенных
полезных ископаемых.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные
защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения
хозяйственной и иной деятельности. На таких территориях запрещается распашка
земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных
животных.
Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и
водопроводов питьевого назначения. Особенности
правового режима территорий в пределах этих зон определены Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 «О введении в
действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников
водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».
В соответствии с данным документом,
основной целью создания и обеспечения режима зоны санитарной охраны является
санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных
сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Рассматриваемые
зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает
территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и
водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают
территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников
водоснабжения.
В каждом из трех поясов устанавливается специальный
режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение
ухудшения качества воды. Не допускается спуск любых сточных вод, в том числе
сточных вод водного транспорта, а также купание, стирка белья, водопой скота и
другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды; не
производятся рубки леса главного пользования; запрещается расположение стойбищ
и выпаса скота, а также всякое другое использование водоема, которое может
привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника
водоснабжения.
Округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных
лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона «О
природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в
составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все
виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с
исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и
оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных
технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и
сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы
курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую
среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории
третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и
сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление
хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды,
природных лечебных ресурсов и их истощением.
Ко второй группе таких территорий можно отнести
территории, создающиеся в целях снижения негативного влияния природных или
антропогенных факторов (хозяйственной или иной деятельности) до требуемых
нормативов. К ним, в частности, относятся зоны экологического бедствия и
чрезвычайной экологической ситуации, санитарно-защитные зоны промышленных
предприятий, охранные зоны земель, подвергшихся радиоактивному и химическому
загрязнению, зоны затопления, подтопления и другие территории.
Зоны экологического бедствия и чрезвычайной
экологической ситуации. В
соответствии с ч.1 ст. 57 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок
объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается
законодательством о зонах экологического бедствия. В настоящее время данные
отношения регулируются Приказом Минприроды Российской Федерации от 06.02.1995 №
45 «Об утверждении «Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной
экологической ситуации», на основании которого зонами чрезвычайной
экологической ситуации объявляются участки территории Российской Федерации, где
в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые
отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью
населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов
растений и животных, приостановка и предотвращение которых невозможны только за
счет организационно-управленческого потенциала и материально-финансовых
ресурсов данной территории.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Федерального закона «Об
охране окружающей среды» меры по защите окружающей среды в зонах чрезвычайных
ситуаций устанавливается Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера». На основании указанного Федерального закона чрезвычайная ситуация
представляет собой обстановку на определенной территории, сложившуюся в
результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или
иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие
жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные
потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Классификация таких
ситуаций осуществляется на основании Постановления Правительства Российской
Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера».
Отнесение отдельных территорий к зонам чрезвычайной
экологической ситуации осуществляется в нескольких основных целях. Так, при
возникновении чрезвычайной ситуации возникает необходимость принятия
специальных мер, направленных на восстановление природных объектов и других
компонентов окружающей среды, а также восстановлению природных ресурсов. Также
необходимым является оперативное снижение уровня воздействия любой деятельности
на окружающую среду и организация специальных мероприятий, направленных на
минимизацию последствий воздействия неблагоприятного состояния окружающей среды
на состояние здоровья населения.
Санитарно-защитные зоны промышленных предприятий. Такие зоны устанавливаются вокруг объектов и
производств, являющихся источниками воздействия на окружающую среду и здоровье
человека и представляют собой территории с особым режимом использования.
Территория санитарно-защитных зон обеспечивает
снижение любого негативного воздействия загрязнения на атмосферный воздух до
значений, установленных санитарно-эпидемиологическим законодательством. По
своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером,
обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в
штатном режиме.
Правовой режим таких территорий определяется
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и
иных объектов». На основании данного документа в санитарно-защитной зоне не допускается
размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома,
ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и
домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки,
коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также
другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания;
спортивные сооружения, детские площадки и т. д.
Охранные зоны земель, подвергшихся радиоактивному и
химическому загрязнению. Правовой
режим территорий в границах этих зон определен Постановлением Правительства
Российской Федерации от 27.02.2004 № 112 «Об использовании земель, подвергшихся
радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и
культурно-технических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся
на этих землях объектов». В соответствии с данным нормативным актом указанные
зоны устанавливаются на загрязненных землях, переводимых в земли запаса для
консервации, или на загрязненных землях, используемых по целевому назначению.
Целью их установления является определение особых условий использования земель
и режима хозяйственной или иной деятельности, для предотвращения воздействия
неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду.
В данном нормативном акте не определяются конкретные
виды деятельности, которые нельзя осуществлять в пределах охранной зоны
загрязненных земель. Однако из его содержания можно сделать однозначный вывод о
том, что содержание правового режима таких территорий составляют два основных
элемента: во-первых, это специальные условия использования загрязненных земель
и, во-вторых, ограничения, связанные с условиями проживания населения и
ведением хозяйственной или иной деятельности.
Конкретное содержание этих условий и ограничений
должны определяться федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления применительно к каждой охранной зоне на основании результатов
специальных обследований и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье
человека и окружающую среду. Очевидно, что степень и характер таких ограничений
должны зависеть от характера и уровня загрязнения окружающей среды.
Зоны затопления, подтопления. Правовой режим таких территорий определяется Водным
кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской
Федерации от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления,
подтопления». Границы данных зон устанавливаются федерльным органом
государственной власти на основании совместных предложений органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
Содержание правового режима таких территорий во многом
схоже с содержанием правового режима водоохранных зон водных объектов и их
прибрежных защитных полос. Так, в их пределах нельзя размещать любые объекты,
которые могут повлечь за собой загрязнение водных ресурсов, а именно кладбища,
скотомогильники, места захоронения отходов, химических, взрывчатых, токсичных,
отравляющих и ядовитых веществ.
На таких территориях не могут располагаться пункты
хранения и захоронения радиоактивных отходов и осуществляться авиационные меры
по борьбе с вредными организмами.
|