О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.
Лекция 9. Охрана окружающей среды на территориях с особым эколого-правовым режимом
9.3. Эколого-правовой режим курортов как особо охраняемых территорий
В соответствии
с Федеральным законом от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорт является освоенной и используемой в
лечебно-профилактических целях особо охраняемой территорией, располагающей
природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации объектами
недвижимости.
При этом сравнительный анализ норм Федерального закона
от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и
Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в действующих редакциях
позволяет сделать вывод о том, что законодателем определены различные правовые
режимы применительно к двум объектам: «особо охраняемая природная территория» и
«особо охраняемая территория».Основные различия в правовом
режиме указанных объектов заключаются в следующем.
Во-первых, земельные участки из состава
земель курортов и лечебно-оздоровительных местностей как особо охраняемых, но
не природных территорий теперь не являются ограниченными в обороте и не
подпадают под действие п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Такие изменения
в правовом режиме земель курортов являются революционными и, на наш взгляд,
имеют принципиально положительное значение, поскольку устраняют очевидную непоследовательность в применении норм об
ограничении оборота земельных участков курортных поселений в уже сложившейся
судебной практике. Находящиеся в границах курорта земельные участки, являясь
объектами гражданских прав, имеют большое экологическое значение, чем и
обосновывалось ограничение их оборота в целях недопустимости произвольного
изменения целевого назначения и вида разрешенного использования, а также
обеспечения прав на использование указанной территории всеми субъектами
гражданских правоотношений.
В тоже время, очевидно, что на территории курорта находятся
объекты, не выполняющие экологических функций, в том числе предназначенные для
индивидуального жилищного строительства. При этом цели ограничения их оборота,
влекущие невозможность приобретения таких объектов в частную собственность, не
может быть основано на идее обеспечения требований экологического
законодательства, которое распространяются на всех субъектов рассматриваемых
отношений, в том числе граждан и юридических лиц.
Во-вторых, в
отличие от правового режима особо охраняемых природных территорий, правовой
режим особо охраняемой территории не предполагает осуществление отдельных
функций государственного управления в сфере охраны окружающей среды. В
частности, правовой режим особо охраняемой территории не включает в себя
требования о проведении государственной экологической экспертизы на основании
Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Представляется, что отсутствие
необходимости в наличии положительного заключения государственной экологической
экспертизы для осуществления строительства в границах курорта вовсе не
означает, что на указанные территории не распространяются иные экологические
требования. Правовой режим хотя и
не природной, но особо охраняемой территории, предполагает установления округов
их санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с пунктом 1 статьи 16
Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах».
|