Ю.Н. Женихов, В.Н. Иванов
Организация государственного экологического контроля
Учебное пособие. - Тверь: ТГТУ, 2010. - 108 с.
5. Особенности государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов
5.17. Особенности госводконтроля использования водных объектов для целей сельского хозяйства и лесного хозяйства
Для забора (изъятия) водных ресурсов для орошения
земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ)
необходимо получить решение о предоставлении водных объектов в пользование.
Органы госводконтроля осуществляют контрольные
проверки использования водных объектов сельскохозяйственными
предприятиями-водопользователями (животноводческие, молочно-товарные комплексы,
птицефабрики, предприятия по переработке и хранению сельхозпродукции,
предприятия по техническому и агротехническому обслуживанию и т.п.) по аналогии
с проверками объектов промышленности.
При проведении контрольных
проверок водопотребления сельскохозяйственными предприятиями следует особо
обращать внимание на:
учет
водопотребления неинструментальными методами, если на предприятии отсутствует
контрольно-измерительная аппаратура по определению количества забираемой воды.
По согласованию с бассейновым органом Минприроды России, расходы забираемой
воды в этом случае могут определяться следующими методами:
а) по расходу электроэнергии на перекачку воды из
водного объекта;
б) по производительности и числу часов работы
насосного оборудования;
в) по количеству выпускаемой продукции и установленным
нормам расхода воды на единицу продукции;
соблюдение
установленных лимитов и норм водопотребления согласно СНиП 2.04.01-85 «Внутренний
водопровод и канализация зданий» и СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные
сети и сооружения»;
осуществление
водоохранных и рыбоохранных мероприятий на водозаборах из поверхностных водных
объектов.
При проведении контрольных проверок
сельскохозяйственного предприятия-водопользователя, осуществляющего сброс в
поверхностный водный объект очищенных сточных вод, следует обращать особое
внимание на:
-
наличие на предприятии неучтенных
стоков различных видов и возможность их поступления, минуя систему очистки, в
водный объект или гидравлически связанные с ним элементы рельефа (балки,
овраги, понижения и т.п.);
-
техническое и технологическое
состояние очистных сооружений предприятия и их соответствие установленным
требования к количественному и качественному составу сточных вод;
-
наличие и соблюдение установленных
лимитов сброса очищенных сточных вод в водный объект.
При проведении плановых
контрольных проверок водопользователя, использующего поверхностный водный
объект для целей оросительной мелиорации, органы госводконтроля проверяют:
1. Водопотребление:
-
соблюдение установленных норм,
лимитов и режимов орошения в зависимости от вида выращиваемых культур и
отведенных под орошение площадей земельных угодий;
-
соблюдение установленных правил
эксплуатации водозаборных устройств;
-
соблюдение установленного порядка
учета использования вод: учет водопотребления водоизмерительными приборами или
устройствами; учет водопотребления неинструментальными методами; оформление
результатов учета.
2. Водоотведение:
-
состояние водосборно-сбросной сети
и ее соответствие утвержденному проекту. Особо следует обращать внимание на
обязательное наличие в составе сети специального сооружения, где производится
подготовка воды к сбросу в водный объект (накопитель, отстойник, биоплато и
т.п.);
-
наличие и соблюдение установленных
лимитов сброса сточных вод;
-
соблюдение установленного состава
вредных (загрязняющих) веществ и лимитов их содержания в сточных водах;
-
соблюдение установленного порядка
сброса (временные интервалы, календарные сроки сброса и т.п.);
-
организация учета сброса сточных
вод;
-
организация водопользователем
контроля качества сточных вод.
При
проведении плановых контрольных проверок водопотребителей, использующих
поверхностный водный объект для сброса воды в процессе осушительной мелиорации,
следует особо
обращать внимание на то, чтобы все виды стоков с орошаемых площадей отводились
в водоприемник, выполненный по утвержденному проекту (накопитель, отстойник,
пруд и т.п.).
Кроме того, при проверках объектов осушительной
мелиорации следует обращать внимание на состояние расположенных вблизи них
других водных объектов и ценных природных территорий (лесов, болот, лугов и
т.п.). Такие проверки целесообразно проводить совместно с территориальными
органами охраны природы и органом управления и контроля лесным хозяйством.
В случае расположении
сельскохозяйственных земель в водоохранной зоне водного объекта органы
госводконтроля проверяют соблюдение землепользователями режима хозяйственной
деятельности, установленного согласно Водному кодексу РФ.
Водопользователи, использующие водный объект для целей
лесного хозяйства, могут осуществлять сброс воды непосредственно в водный
объект в процессе гидролесомелиорации участков лесных массивов, отведенных в
установленном порядке. Возможно также осушение участков лесных массивов со
сбросом воды в естественные понижения, гидравлически связанные с водным
объектом. Органы госводконтроля при проверках такого вида водопользования
должны обращать внимание на:
-
наличие в отводимых стоках
продуктов химобработки лесов;
-
возможность беспрепятственного
забора воды из водного объекта для обеспечения пожарной безопасности лесов.
В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ, забор
воды для обеспечения пожарной безопасности лесов может осуществляться из любого
водного объекта без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве,
необходимом для ликвидации пожара.
К контролю такого вида водопользования органы
госводконтроля могут быть привлечены при возникновении конфликтных ситуаций или
в случае прямой угрозы распространения пожара в лесном массиве, вызванной
нецелевым использованием водного объекта, специально предназначенного для
обеспечения пожарной безопасности лесов.
|