Ю.Н. Женихов, В.Н. Иванов
Организация государственного экологического контроля
Учебное пособие. - Тверь: ТГТУ, 2010. - 108 с.
5. Особенности государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов
5.13. Особенности контроля за соблюдением правил использования водных объектов для добычи полезных ископаемых, строительных нужд и при проведении иных работ
Согласно статье 11 п. 3 Водного кодекса РФ, не
требуется заключение договора водопользования или принятие решения о
предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект
используется для добычи полезных ископаемых на болотах, за исключением болот,
отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек.
По водным объектам, которые, согласно федеральным
программам по использованию и охране государственных запасов полезных
ископаемых, могут быть представлены для добычи полезных ископаемых, торфа и
сапропеля и проведения иных работ, органы госводконтроля должны располагать
следующими сведениями:
-
наименование водных объектов, виды
полезных ископаемых, местоположение месторождений в пределах водного объекта,
способы и средства производства работ по их добыче, а также способы и средства
добычи торфа и сапропеля;
-
местоположение участков добычи
полезных ископаемых, торфа и сапропеля на акватории и дне водного объекта, а
также реквизиты предприятий, имеющих право пользоваться недрами и водным
объектом (лицензия на недропользование и решение о предоставлении водного
объекта в пользование);
-
требования, условия, режим и
организация работ по всем видам деятельности, связанным с добычей полезных
ископаемых, торфа и сапропеля со дна водного объекта, проведением буровых
работ, а также с проведением дноуглубительных работ, работ по очистке водных
объектов, строительством подводных и надводных сооружений, прокладкой
трубопроводов, кабеля и т.п., с выполнением взрывных и других видов работ.
Указанные виды деятельности могут выполняться при наличии решения о
предоставлении водных объектов в пользование и утвержденной в установленном
законодательством порядке документации;
-
требования, условия и ограничения
(или запрещения) к производству работ по добыче полезных ископаемых, торфа и
сапропеля, при строительстве подводных и надводных сооружений и проведении иных
работ, а также требования к правилам эксплуатации сооружений и устройств,
используемых для этих целей;
-
перечень водоохранных и санитарных
мероприятий по защите от загрязнения, засорения и истощения водного объекта при
добыче полезных ископаемых, торфа и сапропеля, при строительстве подводных и
надводных сооружений и проведении иных работ;
-
особенности технологических
процессов при добыче полезных ископаемых, торфа и сапропеля, при строительстве
подводных и надводных сооружений и проведении иных работ, а также мероприятия
по обеспечению их нормальной эксплуатации и предотвращению загрязнения,
засорения и истощения водного объекта в случае аварийной ситуации;
-
требования по защите от засорения
и загрязнения земель и других природных ресурсов прибрежной защитной полосы и в
целом водоохранной зоны водного объекта в местах, предоставленных в
установленном законодательством России порядке, для добычи полезных ископаемых,
торфа и сапропеля, строительства подводных и надводных сооружений и иных работ.
Для контроля соблюдения правил и
требований водного законодательства РФ по использованию и охране водных
объектов для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, при строительстве
подводных и надводных сооружений и проведении иных работ осуществляются
плановые проверки, период осуществления которых в течение года устанавливается
органами контроля самостоятельно с учетом особенностей выполняемых работ
(сезонность работ, суточная мощность добычи, характер воздействия на водную
экосистему и т.п.).
При плановой проверке органы госводконтроля проверяют:
-
наличие решения о предоставлении
водного объекта в пользование у организации, осуществляющей добычу полезных
ископаемых, и соблюдение его условий;
-
на стадии проведения работ по
организации добычи и осуществления иных работ: соответствие выполняемых работ
утвержденному проекту;
-
выполнение водоохранных и
санитарных мероприятий;
-
соблюдение водоохранных и
природоохранных требований (плановые комплексные проверки в этих случаях могут
осуществляться совместно с органами санэпиднадзора и органами рыбоохраны);
-
организацию и проведение
добывающим предприятием (организацией) контроля качества воды в водном объекте
в зоне его деятельности;
-
выполнение установленных правил
использования и охраны водного объекта при осуществлении технологических
процессов по добыче полезных ископаемых, торфа и сапропеля и правил отвода
отработанных вод, а также организацию первичного учета использования вод;
-
соблюдение правил эксплуатации
подводных и надводных сооружений и устройств, используемых при добыче полезных
ископаемых, торфа и сапропеля, а также их техническое состояние;
-
соблюдение установленных режимов и
сроков добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля в части влияния на водный
объект;
-
соблюдение установленных требований
по восстановлению водного объекта и по рекультивации нарушенных земель
(берегов, поймы и дна водного объекта) по завершению всех видов пользования
водным объектом.
При осуществлении контрольных
проверок использования водного объекта для добычи полезных ископаемых, торфа и
сапропеля со дна водного объекта средствами гидромеханизации органам
госводконтроля следует особо обращать внимание на:
-
возможные изменения уровенного
режима водного объекта, а также на русловые процессы (динамика изменения уровней
воды водного объекта, а также возможные изменения русла прогнозируются в
проекте, а наблюдения за этими процессами должны быть включены в систему
мониторинга, который обязан вести водопользователь, и в условия решения о
предоставлении водного объекта в пользование);
-
возможное повышение мутности за
счет донных иловых отложений, потерь при рефулировании или транспортировке
материала плавучими средствами, сброса осветленных вод с отвалов, расположенных
на берегу (водопользователь обязан контролировать установленный факел мутности
в водном объекте);
-
возможное ухудшение качества воды
за счет вторичного загрязнения донными отложениями, образования торфяной крошки
(при добыче торфа и сапропеля), поступления замасленных стоков от работающих
механизмов, а также за счет сбросов хозяйственно-бытовых и подсланевых вод
(водопользователь обязан контролировать установленные нормативы допустимых
сбросов веществ и микроорганизмов, показатели качества воды и их соответствие
нормативам);
-
выполнение водопользователем
водоохранных, рыбоохранных и иных мероприятий по защите водных объектов от
засорения, загрязнения и истощения;
-
состояние территории складирования
материала разработки и влияние складов материалов на водный объект и его
водоохранную зону;
-
состояние акватории водного
объекта в районе добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля.
При осуществлении контрольных
проверок водопользователей, использующих дно водного объекта для добычи газа и
нефти с помощью скважин на технологических платформах и искусственных островах,
следует иметь в виду, что на подобных объектах должно обеспечиваться выполнение
следующих операций:
-
дистанционное управление
комплексом внутрискважинного оборудования и отсекателями стояков подводных
трубопроводов;
-
исследование скважин;
-
замер дебита скважин и оперативный
учет объема добычи;
-
сбор и утилизация продукции
освоения и апробирования бурящихся и ремонтируемых скважин;
-
деэмульсия нефти и стабилизация
конденсата;
-
плановое и аварийное глушение
скважин, подземный и капитальный ремонт.
Скважины с подводным закачиванием выполняются в виде
подводных модулей, которые должны обеспечивать:
-
герметизацию устья скважин;
-
направление продукции скважин в
трубопровод;
-
дистанционное управление режимом
работы скважин и подводным оборудованием;
-
дистанционный контроль параметров
добываемой продукции и работу подводного оборудования;
-
автоматическое
перекрытие стволов скважин в аварийных ситуациях;
-
возможность проведения
внутрискважинных работ;
-
возможность закачки
технологических жидкостей (ингибиторов гидратообразования и др.) в подъемную
колонну насосно-компрессорных труб (НКТ) и затрубное пространство каждой
скважины;
-
аварийное глушение скважин через
подъемную колонну НКТ и затрубное пространство;
-
возможность проведения ремонта
скважин и подводного оборудования;
-
защиту подводного устьевого
оборудования от механических повреждений;
-
защиту подводной части комплекса
устьевого оборудования от коррозии.
При проверках органами госводконтроля газовых и
нефтяных промыслов, использующих дно водного объекта, следует иметь в виду, что
санитарными и технологическими нормами запрещается:
-
сброс в водный объект
нефтесодержащих и хозяйственно-бытовых сточных вод со стационарных платформ;
-
попадание в водный объект
технологических утечек вредных веществ, включая и нефтепродукты.
В ходе проверок таких объектов дополнительно
проверяется:
-
состояние акватории и дна вокруг
объекта;
-
состояние гидробионтов в районе
объекта (совместно с органами рыбоохраны);
-
наличие плана противоаварийных
мероприятий и готовность персонала к его осуществлению (совместно с
территориальными органами МЧС России);
-
наличие и исправность системы
оповещения об угрозе или возникновении аварийных ситуаций.
В случае возникновения в результате аварии
экстремально высокого загрязнения водного объекта нефтепродуктами органы госводконтроля
обязаны:
-
в течение суток предпринять меры
по предотвращению дальнейшего загрязнения;
-
контролировать ход мероприятий по
локализации и ликвидации последствий аварийного загрязнения;
-
предъявить обоснованный расчетами
иск о возмещении ущерба, нанесенного водному объекту.
При осуществлении контрольных
проверок водопользователей, использующих для добычи полезных ископаемых
сооружения инженерной защиты, следует главным образом обращать внимание на
сброс сточных и дренажных вод.
Внеплановые проверки водопользователей,
использующих водный объект для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля,
строительных нужд и проведения иных работ, осуществляются при поступлении
информации о загрязнении, засорении, угрозе аварийной ситуации или других
нарушениях установленных правил ведения подобных работ.
|