О.А. Барабанова, И.Н. Безкоровайная, Е.Б. Бухарова [и др.]
Экология: курс лекций
Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. – 325 с.
Глава 3. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы
Лекция 17. Основы экологического права
17.2. Государственные органы экологического управления России
Экологическая политика
Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов на современном этапе должна базироваться на
программных документах, принятых в 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро,
а также на Указе Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию» (01.04.1996 г.).
Основные направления
экологической политики России следующие:
-
последовательное
решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором
полностью учитываются эколо-гические и природно-географические условия
конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти
территории;
-
последовательное
достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания,
отвечающего не только принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той
системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;
-
восстановление и
сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном
уровнях) генетического фонда животного и растительного мира;
-
рациональное
использование всего природоресурсного потенциала России.
Исполнение экологических
законов обеспечивается всей системой государственных органов, организацией
экологической экспертизы, образованием охраняемых территорий и объектов.
Действующей структурой органов
управления охраны окружающей природной среды предусматривается две категории:
1. Органы общей
компетенции.
К государственным органам
общей компетенции относятся: Президент, федеральное собрание, Государственная дума,
правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов
Федерации, муниципальные органы.
Эти
органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают
экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают
правовые основы и нормы в пределах своей компетенции и т. д. Наряду с охраной
окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в
круг их компетенции.
2. Органы специальной
компетенции.
К этим органам относятся
те, которые предназначены выполнять природоохранные функции. Государственные
органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные,
отраслевые и функциональные.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 279
от 5.04.93 г. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ
отводились как природоохранные функции, так и функции рационального
использования и охраны видов природных ресурсов, применяемых в экономике
страны.
В октябре 2001 г. была утверждена новая структура
органов управления и контроля за охраной окружающей природной среды на федеральном
уровне. Государственный комитет РФ по охране окружающей природной среды был
упразднен и его функции переданы Министерству природных ресурсов РФ, в
структуру которого вошли Государственная служба охраны окружающей среды и
Государственная служба контроля в сфере природопользования и экологической
безопасности.
Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок.
К комплексным органам управления относятся также:
-
департамент Госсанэпиднадзора
Министерства здравоохранения и социальной политики РФ (Санэпиднадзор РФ);
-
федеральная служба России по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
Министерство РФ по делам гражданской обороны,
чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыболовство, Минсельхоз России) выполняют
функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов
природных ресурсов и объектов.
Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в
отношении всех природных объектов: Госатомнадзор России – контроль за использованием
и производством атомной энергии; Госгортехнадзор России – контроль за использованием
недр; Государственный таможенный комитет РФ – предупреждение незаконного вывоза
природного наследия и незаконного ввоза экологически опасных товаров; МВД
России – охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами.
Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок.
|