О.А. Барабанова, И.Н. Безкоровайная, Е.Б. Бухарова [и др.]
Экология: курс лекций
Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. – 325 с.
Глава 3. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы
Лекция 17. Основы экологического права
17.1. Правовые основы охраны окружающей среды и природопользования
Российское природоохранное
законодательство имеет давнюю историю: при Иване Грозном был издан Указ о
запрете охоты и рубки леса на территории нынешнего Лосиного острова
(Подмосковье), где находились царские охотничьи угодья.
В последующем Петром I был издан указ «О бережении сосновых
и дубовых лесов вдоль главных рек России». Очевидно, что Россия – одно из
первых государств, находящихся у истоков природоохранного законодательства. В
начале ХХ в. были созданы первые заповедники (например, Баргузинский). После
революции 1917 г. также был издан ряд декретов, имеющих природоохранное значение
(«Об охране памятников, садов и парков», «О лесах», «О сроках охоты и праве на
охотничье ружье» и др.). В советское время был принят ряд законов о создании
заповедников, заказников, национальных парков.
Современное общество
выработало комплекс специальных мер, направленных на охрану окружающей среды и
рациональное использование природных ресурсов. К таковым относятся: наблюдение
за состоянием окружающей среды, ведение государственных кадастров и реестров природных
объектов, создание особо охраняемых природных территорий, экологическая
экспертиза, паспортизация, сертификация, экологическое лицензирование,
экологический аудит.
Экологическое право – это совокупность эколого-правовых
норм (правил поведения), регулирующих общественные экологические отношения в
сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной
среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и
улучшения качества окружающей природной среды и обеспечения экологической
безопасности. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических,
обеспечивается государством в принудительном порядке.
Предмет экологического права – общественные отношения, складывающиеся по поводу
какого-либо объекта и находящиеся в сфере действия правовых норм экологического
законодательства.
Содержание экологических правоотношений – это права и обязанности участников правоотношения в
области использования и охраны окружающей природной среды.
Субъекты экологических правоотношений – 1) природопользователи; 2) органы представительной
и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие
право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за
охраной окружающей среды; 3) общественные объединения экологического профиля
(т. е. общественный контроль); 4) органы прокуратуры, осуществляющие надзор за
законностью в сфере экологических правоотношений.
Основной метод экологического права – метод
экологизации, способствующий устойчивому равновесию между природой и развитием
человеческого общества.
Элементы метода
– 1) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, которые
осуществляют контрольное управление использованием природных объектов,
контролируют сохранность и воспроизводство экосистем; 2) закрепление в действующем
законодательстве круга природопользователей; 3) регламентация правил природопользования,
которые обусловлены спецификой объекта природопользования и правовым статусом
природопользователя; 4) установление юридической ответственности за нарушение
правил природопользования.
Система экологического права включает отрасль права, науку и учебную дисциплину.
Экологическое право как наука – это система знаний об экологическом праве как
отрасли права.
Экологическое право как учебная дисциплина – система знаний об экологическом праве,
соответствующая программе образовательного учреждения и требованиям
Государственного образовательного стандарта.
Отрасль экологического права базируется на эколого-правовой норме – общем правиле,
предусмотренном для определения круга лиц и рассчитанном на неоднократное
применение.
Источниками экологического права являются нормативные документы.
Экологическое право является важным инструментом,
используемым государством в интересах сохранения и рационального использования
окружающей среды.
Различают нормы-принципы (основополагающие начала
охраны окружающей среды) и нормы-приоритеты (правовые имущества при пользовании
природными объектами для сохранения высокого качества окружающей среды).
Нормы-приоритеты могут быть отраслевого, межотраслевого и экологического
уровня. По содержанию эти правила подразделяются на предупредительные,
запретительные, восстановительные (компенсационные), карательные,
поощрительные, уполномочивающие, разрешительные и обязывающие.
Источниками экологического права являются следующие
нормативно-правовые акты: 1) Конституция; 2) законы и кодексы в области охраны
природы; 3) Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и
природопользования; правительственные природоохранные акты; 4) нормативные акты
министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления.
1. Конституционные основы охраны природной среды закреплены в Конституции
Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает
право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого
человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на
возмещение ущерба, причиняемого его здоровью. В Конституции определены
организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по
рациональному использованию и охране природных ресурсов, установлены
обязанности граждан по отношению к окружающей среде, охране природных богатств.
Право граждан на благоприятную окружающую природную
среду определяется двумя основными положениями Конституции РФ: 1) экологическим
воспитанием и образованием; 2) государственной гарантией экологических прав.
Права граждан включают:
-
возможность запроса о
предоставлении достоверной информации о состоянии природной среды и мерах по ее
охране;
-
требования отмены решения о размещении,
строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов;
-
привлечение к ответственности лиц,
виновных в экологических правонарушениях.
2. Законы и кодексы в области охраны окружающей
природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят
законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании
животного мира, кодексы: водный, земельный, лесной.
Систему экологического законодательства возглавляет федеральный
закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ. В вопросах охраны
природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России
и данному законодательному акту.
Действующий федеральный закон «Об охране окружающей
среды» (2002 г.) значительно расширяет полномочия государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере
отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам
Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные
нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических,
природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или)
запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих
территориях и др.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в
федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.), а также в федеральном
законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.).
Закон Российской Федерации «О радиационной
безопасности населения» (1995 г.)
провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды
при использовании объектов ионизирующих излучений.
Федеральный закон «О недрах» (1992 г.) устанавливает правовые отношения при
изучении, использовании и охране недр.
Федеральный закон «О живом мире» (1995 г.) определяет эколого-правовые и административные
нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно Закону к
эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и
исчезающих животных и др.
Федеральный закон «Об отходах производства и
потребления» (1998 г.) содержит
правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения
их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Важнейшие экологические требования отражены также в федеральном
законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) и Основах
законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993 г.).
3. Указы и распоряжения Президента, постановления
правительства охватывают область вопросов экологии и природопользования. Примером
может служить Указ Президента Российской Федерации от 1 апр. 1996 г. «О
концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
4. Нормативные акты природоохранительных
министерств и ведомств издаются по различным вопросам рационального
использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений,
инструкций, приказов и считаются обязательными для других физических и юридических
лиц.
5. Нормативные решения местных административных
органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют
действующие нормативно-правовые акты по охране окружающей природной среды.
|