Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Полезное


О.С. Шимова, Н.К. Соколовский
Основы экологии и экономика природопользования

Учебник. Мн.: БГЭУ, 2002. - 367 с.

Предыдущая

Раздел 3. Хозяйственный механизм природопользования

Глава 12. Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов

12.3. Территориальное и отраслевое прогнозирование и планирование

Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций. Составляются областные, городские, районные программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Намечаемые в них мероприятия увязываются с основными положениями Национальной программы. Проектно-планировочные работы, выполняемые для промышленных и сельскохозяйственных территорий, пригородных зон, курортов, районов массового отдыха и туризма, в обязательном порядке включают комплекс природоохранных мероприятий.

С начала 90-х годов ведется разработка территориальных комплексных схем охраны окружающей среды. Цель подобных схем — определение комплекса мероприятий по охране природы, предотвращению и ликвидации негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду, сохранения ее параметров и поддержания экологического равновесия. Такие схемы составлены для ряда городов и регионов Беларуси: Речицы и Гомеля с прилегающими районами, Жлобина, Могилева и области. Намечается их разработка для Минска, Витебска, Новополоцка, Мозыря и некоторых других городов с неблагополучной экологией.

Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов. Примером отраслевого природоохранного планирования являются Государственная программа охраны и рационального использования земель, "Схема рационального использования и охраны торфяных ресурсов Республики Беларусь на период до 2010 г.". Намечается Разработка еще ряда отраслевых программ, отражающих экологические аспекты отдельных народнохозяйственных комплексов и отраслей экономики, — "Экология и энергетика", "Экология и транспорт", "Экологизация сельского хозяйства" и др.

На крупных и средних предприятиях (объединениях) самостоятельно разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды в тесной увязке с бизнес-планами производства. Обычно в них находят отражение следующие аспекты природоохранной деятельности:

—разработка и совершенствование технологических процессов с целью сокращения негативного воздействия на окружающую среду;

—строительство, реконструкция и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов;

—содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности их использования;

—планируемое снижение (при расширении производства возможно увеличение) выбросов (сбросов, отходов) по отношению к предыдущему году;

—разработка экологического паспорта предприятия;

—контроль за работой природоохранных объектов, экологический аудит и др.

Определяются общая сумма природоохранных затрат (в том числе объем капитальных вложений), источники финансирования (собственные природоохранные фонды, местные бюджеты и др.), сроки начала и окончания работ, объемы освоения средств поквартально, ожидаемый природоохранный эффект.

Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред проводится при помощи действующих методов (балансового, нормативного, программно-целевого, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероприятия по их охране и рациональному использованию. По отдельным природным средам и природным компонентам планируются показатели:

по охране атмосферного воздуха — лимит, то есть относи тельное ограничение загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками загрязнения, и снижение общего количества этих выбросов; ввод в действие установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из от ходящих газов; необходимые капитальные вложения;

по использованию и охране водных ресурсов — объем используемой воды; объем оборотной и последовательно используемой воды; лимит допустимых сбросов сточных вод в поверхностные водоемы (с выделением загрязненных, нормативно-очищенных, нормативно-чистых сточных вод), отдельно — на поля фильтрации, в накопители, впадины, выгреба; ввод в действие сооружений для очистки сточных вод и систем оборотного водоснабжения, соответствующие им объемы капитальных вложений;

—по охране земельных ресурсов — показатели "рекультивация земель" и "капитальные вложения на охрану и рациональное использование земельных ресурсов", а также строительство комплексов и полигонов по переработке отходов;

—по охране лесных ресурсов — показатели защиты лесов от вредителей и болезней биологическими методами и авиационная охрана лесов от пожаров;

по охране других биологических ресурсов — уровень достижения оптимальной численности основных видов охотничье-промысловых животных и данные по организации государственных заповедников и национальных парков;

реабилитация территорий, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, характеризуется показателем финансирования природоохранных мероприятий; объемом капитальных вложений за счет средств, выделенных на ликвидацию ее последствий.

Формирующаяся в Беларуси система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальности и эффективности реализации каждого из выделенных блоков эколого-экономического планирования.

Предыдущая


Copyright © 2007-2022, Недвиговка.Ру