О.С. Шимова, Н.К. Соколовский
Основы экологии и экономика природопользования
Учебник. Мн.: БГЭУ, 2002. - 367 с.
Раздел 3. Хозяйственный механизм природопользования
Глава 12. Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов
12.3. Территориальное и отраслевое прогнозирование и планирование
Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном
и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном
уровне
призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение
производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах
планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими территориальными
исполнительными органами управления с участием общественных экологических
организаций. Составляются областные, городские, районные программы рационального
использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Намечаемые в
них мероприятия увязываются с основными положениями Национальной программы.
Проектно-планировочные работы, выполняемые для промышленных и сельскохозяйственных территорий,
пригородных зон, курортов, районов массового отдыха и туризма, в обязательном порядке
включают
комплекс природоохранных мероприятий.
С начала 90-х годов ведется разработка территориальных комплексных схем
охраны окружающей среды. Цель подобных схем — определение комплекса мероприятий по
охране природы, предотвращению и ликвидации негативного влияния хозяйственной деятельности
на окружающую среду, сохранения ее параметров и поддержания экологического
равновесия. Такие схемы составлены для ряда городов и регионов Беларуси: Речицы и Гомеля с
прилегающими районами, Жлобина, Могилева и области. Намечается их разработка для Минска,
Витебска, Новополоцка, Мозыря и некоторых других городов с неблагополучной
экологией.
Отраслевое природоохранное планирование проводится
министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными
показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами
рационального использования отдельных видов природных ресурсов. Примером отраслевого природоохранного
планирования являются Государственная программа охраны и рационального использования
земель, "Схема рационального использования и охраны торфяных ресурсов Республики
Беларусь на период до 2010 г.". Намечается Разработка еще ряда отраслевых
программ, отражающих экологические аспекты отдельных народнохозяйственных
комплексов и отраслей экономики, — "Экология и энергетика", "Экология
и транспорт",
"Экологизация сельского хозяйства" и др.
На крупных и средних предприятиях (объединениях) самостоятельно разрабатываются
планы мероприятий по охране окружающей среды в тесной увязке с бизнес-планами производства. Обычно в них
находят отражение следующие аспекты природоохранной деятельности:
—разработка и
совершенствование технологических процессов с целью сокращения негативного воздействия
на окружающую
среду;
—строительство,
реконструкция и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов;
—содержание и
эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности
их использования;
—планируемое снижение (при расширении производства возможно увеличение) выбросов (сбросов, отходов)
по отношению к предыдущему году;
—разработка
экологического паспорта предприятия;
—контроль за работой
природоохранных объектов, экологический аудит и др.
Определяются общая сумма природоохранных затрат (в том числе объем капитальных
вложений), источники финансирования (собственные природоохранные фонды, местные
бюджеты и др.),
сроки начала и окончания работ, объемы освоения средств поквартально,
ожидаемый природоохранный эффект.
Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов
природных ресурсов и охраны природных сред проводится при помощи действующих
методов (балансового, нормативного, программно-целевого, экспертных оценок и т.д.) и строится на
основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них.
Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероприятия по их охране и
рациональному использованию. По отдельным природным средам и природным
компонентам планируются показатели:
—по охране атмосферного
воздуха — лимит, то есть относи тельное ограничение загрязняющих веществ, выбрасываемых в
атмосферу
стационарными источниками загрязнения, и снижение общего количества этих выбросов;
ввод в действие установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из от
ходящих
газов; необходимые капитальные вложения;
—по использованию и
охране водных ресурсов — объем используемой воды; объем оборотной и
последовательно используемой воды; лимит допустимых сбросов сточных вод в
поверхностные
водоемы (с выделением загрязненных, нормативно-очищенных,
нормативно-чистых сточных вод), отдельно — на поля фильтрации, в
накопители, впадины, выгреба; ввод в действие сооружений для очистки сточных вод и
систем оборотного водоснабжения, соответствующие им объемы капитальных вложений;
—по
охране земельных ресурсов — показатели
"рекультивация земель" и
"капитальные вложения на охрану и рациональное использование земельных ресурсов", а также
строительство комплексов и полигонов
по переработке отходов;
—по охране лесных ресурсов — показатели защиты
лесов от вредителей и болезней
биологическими методами и авиационная
охрана лесов от пожаров;
—по охране других
биологических ресурсов — уровень достижения оптимальной численности основных
видов охотничье-промысловых животных и данные по организации государственных
заповедников и национальных парков;
—реабилитация
территорий, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, характеризуется
показателем финансирования природоохранных мероприятий; объемом капитальных вложений за счет
средств, выделенных на ликвидацию ее последствий.
Формирующаяся в Беларуси система прогнозирования и планирования природоохранной
деятельности и рационального использования природных ресурсов должна способствовать обеспечению
технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей
среды, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальности и
эффективности реализации каждого из выделенных блоков эколого-экономического
планирования.
|