О.С. Шимова, Н.К. Соколовский
Основы экологии и экономика природопользования
Учебник. Мн.: БГЭУ, 2002. - 367 с.
Раздел 3. Хозяйственный механизм природопользования
Глава 12. Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов
12.2. Документы эколого-экономического прогнозирования и планирования, разрабатываемые по периодам времени
На верхнем уровне эколого-экономическое прогнозирование и планирование
осуществляется в рамках системы государственного социально-экономического
планирования, которая выглядит следующим образом. На 15-летний период разрабатывается Национальная
стратегия устойчивого развития. На ее основе составляются Основные направления
социально-экономического развития на 10-летний период. Программа социально-экономического
развития на среднесрочную перспективу формируется на 5-летний срок. Прогноз
социально-экономического развития на краткосрочный период разрабатывается ежегодно.
Все названные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических
проблем и рационального природопользования с различной степенью детализации.
Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз — лимиты допустимых выбросов
загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов, расчет объема
капитальных вложений, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий
и затраты на их проведение, доведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдельных министерств,
ведомств и предприятий.
Прогнозы, программы, планы конкретного эколого-экономического прогнозирования по
периодам времени на уровне государства и особо важных природных комплексов и
экологических систем носят, как правило, межотраслевой и межрегиональный характер. Цели
и задачи устойчивого развития конкретизируются прежде всего в Национальной
программе рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В ней провозглашается
достижение таких долгосрочных целей, как поддержание благоприятной, экологически безопасной среды для
обеспечения благополучия населения; обеспечение рационального, неистощительного природопользования в интересах
устойчивого социально-экономического развития страны; сбалансирование процессов
воспроизводства и использования возобновляемых природных ресурсов, рациональное расходование
невозобновляемых ресурсов с широким вовлечением в хозяйственный оборот отходов производства.
Национальная программа рационального использования природных ресурсов и
охраны окружающей среды обычно состоит из нескольких главных целевых блоков,
это:
-
природоохранное
законодательство;
-
нормативное
обеспечение (стандарты качества, экологические нормы);
-
информационное
обеспечение (экологический мониторинг, кадастры);
-
экономическое
регулирование природопользования, экологические мероприятия при разгосударствлении
и приватизации;
-
экологическая
безопасность и др.
-
Выделяются
экологические аспекты отдельных отраслей экономики страны — энергетики, транспорта,
сельского хозяйства.
Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних
комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка Государственной научно-технической программы "Природопользование и охрана окружающей среды" (ГНТП
"Природопользование"). Главной целью программы является обоснование
научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения
страны собственными
природными ресурсами, внедрение эколого-безопасных и ресурсосберегающих
технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антропогенного воздействия
на природные экологические системы.
Спецификой эколого-экономического планирования в Беларуси является поиск
взаимосвязанного решения общеэкологических проблем и ликвидации последствий катастрофы
на Чернобыльской
АЭС. Беспрецедентное по площади, уровням и продолжительности действия радиоактивное
загрязнение резко ограничило природно-ресурсный потенциал страны, потребовало
огромных
затрат на снижение радиационной опасности. Ряд сложных научно-технических
проблем в зоне экологического бедствия решается в соответствии с Государственной
программой Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС.
В целях минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической
реабилитации территорий, загрязненных радионуклидами, предусматривается регулярное проведение на пострадавших
территориях радиационно-экологического мониторинга, осуществление комплекса мероприятий
по реабилитации загрязненных сельхозугодий, предотвращение переноса
радионуклидов на более чистые территории. Важное место отводится разработке
радиационно-гигиенических паспортов населенных пунктов, что служит основой
планирования и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности загрязненных
территорий.
Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и
отдельные природные комплексы и экологические системы. По некоторым природным
комплексам Беларуси составлены схемы охраны природы, которые включают оценку современного
состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия,
комплекс
мер, необходимых для стабилизации и улучшения природной среды. В разные периоды
разрабатывались схемы комплексного использования и охраны водных и земельных
ресурсов
бассейна р. Западная Двина, оз. Нарочь и других природных объектов. Составлены
"Схема рационального природопользования Белорусского Поозерья", "Схема
рационального размещения особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь".
Взаимосвязанный анализ современного и перспективного состояния природной среды
и развития хозяйства как источника антропогенных нагрузок на экологические
системы позволяет в названных схемах определить стратегические направления
использования природных ресурсов, охраны природы и создания условий для достижения экологической
стабильности
на территории природного комплекса.
|