О.С. Шимова, Н.К. Соколовский
Основы экологии и экономика природопользования
Учебник. Мн.: БГЭУ, 2002. - 367 с.
Раздел 3. Хозяйственный механизм природопользования
Глава 12. Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов
12.1. Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования
Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию
и планированию природоохранной деятельности и рационального использования
природных
ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из
существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в
том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные
процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения
в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают
заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду,
составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия
хозяйственного
развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных
направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество
окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического
роста.
В системе государственного планирования бывшего СССР
эколого-экономическое планирование сформировалось намного позже, чем другие
направления. Оно охватывало намечаемые мероприятия по сохранению и укреплению
природно-ресурсного потенциала страны, обеспечению его рационального и комплексного
использования, снижению отрицательного воздействия промышленного и сельскохозяйственного
производства, жилищного и коммунального хозяйства городов на окружающую среду. Впервые
раздел "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов"
был включен в государственный план развития народного хозяйства на десятую
пятилетку (1975—1980). Задания по охране природы устанавливались в целом по СССР,
союзным республикам, министерствам и ведомствам, отдельным регионам и городам;
определялись объемы капитальных вложений и ввод в действие природоохранных мощностей и объектов.
К сожалению, эколого-экономическое планирование, как и вся система централизованного
планирования, оказалось недееспособным в результате несбалансированности планов, то есть
несоответствия между плановыми заданиями и определенными для их осуществления
финансовыми и материальными ресурсами.
Новые подходы к эколого-экономическому планированию наметились при
разработке Государственной программы охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов СССР на 1991 —1995 гг. и на перспективу до 2005 г. Природоохранная
концепция, долгосрочные цели и основные направления их решения впервые обосновывались
с учетом перехода к рыночной экономике. Ставилась задача разработать и ввести в действие
новый хозяйственный механизм рационального природопользования на основе
применения преимущественно экономических методов управления в сочетании с
правовыми
и воспитательными мерами.
Соответственно в Беларуси была разработана и принята Республиканская комплексная
программа охраны окружающей среды (программа "Экология") на 1991 — 1995 гг.
и на перспективу до 2000 г. Развитие кризисных явлений в экономике Беларуси, прекращение
финансирования ряда экологических программ из общесоюзных фондов не позволило в полном
объеме выполнить эту программу.
После получения Беларусью статуса независимого государства эколого-экономическое
прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов
международного сообщества и Республики Беларусь. С началом рыночного реформирования экономики
функции и
содержание планирования резко изменились на всех уровнях управления. Планирование
утрачивает свой директивный характер, становится индикативным, то есть
направляющим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы
государства и других субъектов хозяйствования. Но в условиях экономического кризиса
индикативные планы включают как показатели-ориентиры, имеющие лишь информационное
значение для предприятий, так и директивные показатели (в частности, госзаказ),
экономические регуляторы (цены, налоги, ставки, экономические нормативы).
Порядок
планирования мероприятий по охране окружающей среды был закреплен в ст. 15 Закона
"Об охране окружающей среды" (1992). Принятая в Беларуси политика в
области экологии отражается в программах (прогнозах, планах) социально-экономического
развития страны и других документах, Разрабатываемых и реализуемых в соответствии с
Законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического
развития Республики Беларусь" (1998). Основные блоки эколого-экономического
прогнозирования во взаимосвязи
с системой государственных прогнозов социально-экономического развития страны
можно условно классифицировать, как показано на рис. 12.1.
Рис. 12.1. Схема организации прогнозирования и планирования природопользования и
природоохранной деятельности в Республике Беларусь
|