Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Полезное


Н.В. Сирина, Е.В. Потапова, Е.М. Якимова
Экологический аудит

Учебное пособие. – Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 2010. – 109 с.

Предыдущая

1. Основные понятия и концептуальные положения экологического аудита

1.1. Концептуальные положения экологического аудита

Под концепцией понимается связанная совокупность или система понятий и представлений, с помощью которой человеческое мышление реконструирует идеальные объекты любой природы.

Концептуальные положения экоаудита формируются на основе положений и с учетом целей и функций экоаудита, определенных федеральным законом (ФЗ) «Об охране окружающей среды» (ст. 1):

-  экоаудит – это оценка (совокупность взаимосвязанных документированных процедур сопоставления реальных показателей деятельности с установленными требованиями);

-  оцениваемый объект (предмет оценки) – деятельность хозяйствующего субъекта, т.е. эксплуатация, модернизация, консервация, утилизация; на этих стадиях жизненного цикла хозяйствующий субъект активно взаимодействует с окружающей средой;

-  критерии экоаудита – требования (нормативы), закрепленные нормативными документами, международными и национальными стандартами в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций;

-  охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – деятельность органов государственной власти Российской Федерации (РФ), органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и других некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

-  направленность деятельности: сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, ликвидация последствий негативного воздействия.

Таким образом, концептуальные положения экоаудита формируются с учетом трех общепризнанных форм взаимодействия хозяйствующего субъекта и природы:

1.  природопользование (извлечение полезных свойств природных объектов и использование их в экономических и других целях); общественные правоотношения в области использования природных ресурсов регулируются природоресурсным законодательством, прежде всего Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, федеральными законами «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «О животном мире» и т.д.;

2.  охрана окружающей среды, включая превентивную деятельность по предупреждению техногенного воздействия на окружающую среду, состоящую в обеспечении внутренней и внешней техногенной безопасности и защищенности от чрезвычайных ситуаций техногенного характера промышленных объектов как потенциальных источников угроз техногенного характера для окружающей среды; общественные отношения в указанных областях деятельности регулируются законодательством о безопасности (прежде всего Законом РФ «О безопасности», федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О безопасности гидротехнических сооружений» и др.) и природоохранным законодательством (прежде всего ФЗ «Об охране окружающей среды»);

3.  обеспечение экологической безопасности как состояния защищенности хозяйствующего субъекта от угроз экологического характера (со стороны либо природно-антропогенных объектов, либо природных объектов с «аномальными» природными свойствами, либо чрезвычайные ситуации природного характера); общественные отношения в указанных областях деятельности регулируются законодательством о техногенной безопасности и о защите от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Сформулированные концептуальные положения позволяют представить процесс организации экоаудита хозяйствующего субъекта в виде следующих этапов:

первый этап – системный комплексный анализ и раскрытие содержания введенных выше понятий путем:

- идентификации вида и организационно-правовых форм деятельности, осуществляемой хозяйствующим субъектом;

- описания хозяйствующего субъекта как субъекта права, объекта прав (предприятия), продукционной системы, природопользователя, объекта безопасности и защиты;

- идентификации и анализа следующих требований к хозяйствующему субъекту: об использовании природных ресурсов; природоохранных; о техногенной, энергетической и экологической безопасности и защите от чрезвычайных ситуаций; о юридической ответственности;

второй этап – синтез «индивидуализированных» требований, закрепленных законодательством, правилами и стандартами, и обоснование критериев, решающих правил, процедур экоаудита;

третий этап – организация и проведение экоаудита;

четвертый этап – анализ возможностей и целесообразности оказания заказчику услуг, сопутствующих экоаудиту и направленных на улучшение деятельности хозяйствующего субъекта.

Предыдущая


Copyright © 2007-2022, Недвиговка.Ру