Н.В. Сирина, Е.В. Потапова, Е.М. Якимова
Экологический аудит
Учебное пособие. – Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 2010. – 109 с.
1. Основные понятия и концептуальные положения экологического аудита
1.1. Концептуальные положения экологического аудита
Под концепцией
понимается связанная совокупность или система понятий и представлений, с помощью
которой человеческое мышление реконструирует идеальные объекты любой природы.
Концептуальные
положения экоаудита формируются на основе положений и с учетом целей и функций
экоаудита, определенных федеральным законом (ФЗ) «Об охране окружающей среды»
(ст. 1):
-
экоаудит – это оценка (совокупность взаимосвязанных
документированных процедур сопоставления реальных показателей деятельности с
установленными требованиями);
-
оцениваемый объект (предмет оценки) – деятельность хозяйствующего
субъекта, т.е. эксплуатация, модернизация, консервация, утилизация; на этих
стадиях жизненного цикла хозяйствующий субъект активно взаимодействует с
окружающей средой;
-
критерии экоаудита – требования (нормативы), закрепленные
нормативными документами, международными и национальными стандартами в области
охраны окружающей среды, обеспечения безопасности и защиты от чрезвычайных
ситуаций;
-
охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) –
деятельность органов государственной власти Российской Федерации (РФ), органов
государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных
и других некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
-
направленность деятельности: сохранение и восстановление
природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных
ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности
на окружающую среду, ликвидация последствий негативного воздействия.
Таким образом,
концептуальные положения экоаудита формируются с учетом трех общепризнанных
форм взаимодействия хозяйствующего субъекта и природы:
1.
природопользование (извлечение полезных свойств природных объектов
и использование их в экономических и других целях); общественные правоотношения
в области использования природных ресурсов регулируются природоресурсным
законодательством, прежде всего Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ,
Лесным кодексом РФ, федеральными законами «Об охране атмосферного воздуха», «Об
отходах производства и потребления», «О животном мире» и т.д.;
2.
охрана окружающей среды, включая превентивную деятельность по
предупреждению техногенного воздействия на окружающую среду, состоящую в обеспечении
внутренней и внешней техногенной безопасности и защищенности от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера промышленных объектов как потенциальных источников
угроз техногенного характера для окружающей среды; общественные отношения в
указанных областях деятельности регулируются законодательством о безопасности
(прежде всего Законом РФ «О безопасности», федеральными законами «О
промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной
безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О безопасности
гидротехнических сооружений» и др.) и природоохранным законодательством (прежде
всего ФЗ «Об охране окружающей среды»);
3.
обеспечение экологической безопасности как состояния защищенности
хозяйствующего субъекта от угроз экологического характера (со стороны либо природно-антропогенных
объектов, либо природных объектов с «аномальными» природными свойствами, либо
чрезвычайные ситуации природного характера); общественные отношения в указанных
областях деятельности регулируются законодательством о техногенной безопасности
и о защите от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Сформулированные
концептуальные положения позволяют представить процесс организации экоаудита
хозяйствующего субъекта в виде следующих этапов:
первый этап
– системный комплексный анализ и раскрытие содержания введенных выше понятий
путем:
- идентификации
вида и организационно-правовых форм деятельности, осуществляемой хозяйствующим
субъектом;
- описания
хозяйствующего субъекта как субъекта права, объекта прав (предприятия),
продукционной системы, природопользователя, объекта безопасности и защиты;
- идентификации
и анализа следующих требований к хозяйствующему субъекту: об использовании
природных ресурсов; природоохранных; о техногенной, энергетической и
экологической безопасности и защите от чрезвычайных ситуаций; о юридической
ответственности;
второй этап
– синтез «индивидуализированных» требований, закрепленных законодательством, правилами
и стандартами, и обоснование критериев, решающих правил, процедур экоаудита;
третий этап
– организация и проведение экоаудита;
четвертый
этап – анализ возможностей и целесообразности оказания заказчику услуг,
сопутствующих экоаудиту и направленных на улучшение деятельности хозяйствующего
субъекта.
|