Т.Ю. Овсянникова
Экономика строительного комплекса: Экономическое обоснование и реализация инвестиционных проектов
Учебное пособие – Томск: Изд-во Томск. гос. архит.-строит. ун-та, 2003. – 239 с.
Предыдущая

6. Основы и особенности ценообразования в строительстве

6.2. Понятие цены. Виды цен

Из изложенного выше мы увидели, что цена является важнейшим экономическим регулятором, определяющим устойчивое равновесное развитие экономики.

Вспомним экономическое содержание этой категории :

ЦЕНА – денежный эквивалент товара, передаваемый покупателем продавцу при совершении сделки купли-продажи.

РЫНОЧНАЯ ЦЕНА – цена на определенный товар на открытом конкурентном товарном рынке, определяемая по взаимному согласию покупателя и продавца при условии их полной осведомленности о состоянии рынка и наличии у них типичных мотивов для совершения сделки.

 

Категория цена тесно связана с такими экономическими категориями, как стоимость, ценность, полезность, редкость.

Эту взаимосвязь можно представить в следующем виде (рис. 6.4). Однако в дальнейшем мы увидим, что в экономической практике эти категории зачастую смешиваются, подменяя одна другую. Например, в строительстве показатель, выполняющий функцию цены, называется сметной стоимостью[92]. При оценке объектов недвижимости также используется категория стоимость (рыночная стоимость, балансовая стоимость, инвестиционная стоимость и т.д.)

Рис. 6.4. Взаимосвязь экономических категорий: ценность, стоимость, цена

Определяя уровень спроса и предложения на товар, цена, в свою очередь, формируется под действием целого ряда факторов, которые можно объединить в три группы: издержки производства, потребительские свойства товара и общая конъюнктура рынка (рис. 6.5.)

Рис. 6.5. Факторы, определяющие цену товара

Рассмотрим подробнее механизм действия этих факторов на товарном рынке.

Основную часть цены любого товара составляют издержки производства.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА – это затраты производителя на производство товара (выполнение работ, оказание услуг).

Цена товара должна обеспечивать производителю возмещение его издержек производства и получение некоторой прибыли. В противном случае теряется экономический смысл производства товара. Поэтому общая формула цены имеет вид:

,                                                  (6.1)

где         – цена товара, руб.;

     – издержки производства, руб.;

       – прибыль, руб.

Издержки производства определяют минимальный размер цены товара. При сложившемся уровне цен на товар, чем ниже индивидуальные издержки производства, тем большую норму прибыли может получить производитель. Если индивидуальные издержки фирмы меньше сложившейся цены товара, то фирма получает прибыль, если выше – несет убытки (рис. 6.6). В условиях конкурентного рынка уровень издержек производства в значительной степени определяет конкурентные преимущества организации.  Предприятия с меньшими издержками производства имеют возможность осуществлять гибкую ценовую политику, предлагая потребителю более дешевый товар или услуги по сравнению со своими конкурентами.

Рис. 6.6. Соотношение цены и издержек производства

Управление издержками производства является важнейшим направлением производственного менеджмента. При этом необходимо учитывать, что издержки производства зависят не только от стоимости  и количества используемых ресурсов , но и от эффективности использования ресурсов, т.е. ресурсоотдачи :

.

Вторую группу ценообразующих факторов образуют потребительские свойства товара.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА товара характеризуют способность этого товара удовлетворить определенные требования потребителя.

Потребительские свойства товара зависят от назначения товара и определяются многими характеристиками:

-  комфортность или эргономичность;

-  техническое совершенство;

-  экологичность и безопасность;

-  экономичность в эксплуатации;

-  технологичность;

-  современность (модность);

-  эстетичность;

-  надежность и долговечность;

-  престижность и т.д.

Например, строительная продукция, являясь сложным инженерно-техническим объектом и, в то же время, потребительским благом, характеризуется большим набором параметров, от которых зависит степень удовлетворения потребностей потребителя. К числу таких параметров, например, для жилых объектов, можно отнести размеры объекта, его местоположение, степень благоустройства, архитектурно-планировочные решения, износ, эстетические характеристики, и даже такое понятие, как социум (социальное окружение).

Степень соответствия потребительских свойств товара ожиданиям потребителя характеризуется его качеством. Качество товара может характеризоваться объективными параметрами, регламентируемыми различными документами: ГОСТ, СНиП, СанПиН и т.д., и субъективными параметрами, зависящими от потребительских предпочтений покупателя, его социального статуса и образа жизни. В этом смысле цена на рынке становится многофакторной функцией, формирующейся под воздействием как объективных характеристик, которые могут быть достоверно измерены или оценены, так и субъективных, зависящих от потребительских предпочтений покупателя.

Рыночная экономика является динамической системой, поэтому конъюнктура[93] рынка на определенном временном отрезке может измениться.

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА это сложившаяся ситуация на определенном товарном рынке, характеризующаяся соотношением спроса и предложения на данный товар.

 

Конъюнктура рынка меняется под воздействием научно-технического прогресса, социально-политических процессов, сезонности, колебаний цен на внешних рынках и т.д. Так, например, наблюдения показывают, что конъюнктура на рынке строительной продукции изменяется под воздействием сезонных факторов, что в определенной степени связано с технологическими особенностями строительного производства. Значительное влияние на конъюнктуру строительного рынка оказывают инфляционные ожидания, поскольку вложения капитала в недвижимость – один из надежных способов защиты капитала от инфляции и т.д.

Если спрос на товар превышает предложение этого товара на рынке, то цена начинает расти (рис. 6.7, а). Такая конъюнктура благоприятна для производителя, поскольку, как мы уже знаем, высокая цена на товар позволяет производителю получить бóльшую норму прибыли. Если спрос падает и становится ниже предложения, то цена снижается (рис.6.7, б)[94]. Такая конъюнктура неблагоприятна для производителя, в результате чего часть производителей, не возместив своих издержек производства, может покинуть рынок, и тогда спрос и предложение выравниваются, и наступает рыночное равновесие. Таков механизм ценообразования в рыночной экономике.

Экономический опыт стран с рыночной экономикой показывает, что время от времени этот, казалось бы, отлаженный механизм дает сбой. Чуть позже мы покажем, какова роль государственного регулирования в рыночной экономике, и каким образом государство регулирует процесс ценообразования на товары, работы и услуги.

Рис. 6.7. Влияние конъюнктуры рынка на цену товаров

Поскольку рынок товаров многообразен, как многообразны и формы реализации товаров, в рыночной экономике действует целая система цен. Рассмотрим классификацию цен, разделив их на группы по нескольким классификационным признакам (табл. 6.2).

Дадим краткие комментарии к этой классификации.

Мы уже видели выше, что фактор времени оказывает значительное влияние на ценность денежных потоков. Поэтому в практике экономического и инвестиционного анализа используются базисные цены – цены определенного момента времени (года), принятые в качестве базы для экономических сопоставлений. Однако наибольшее распространение базисные цены получили именно в строительстве, где основным методом ценообразования остается базисный метод – исчисление цен от базисного уровня с помощью индексов[95]. Например, до недавнего времени в качестве базисных цен в строительстве принимались цены 1984 г., 1991 г. В настоящее время базисные цены приняты по уровню 2001 г. Текущие цены – это цены, действующие на данный (текущий) момент времени. Соответственно, прогнозные цены – это цены, используемые в экономических прогнозах и рассчитываемые путем умножения текущих цен на величину прогнозных индексов роста цен.

Таблица 6.2

Классификация цен

 

Признаки классификации

Виды цен

1. Время действия

·         Базисные

·         Текущие (действующие)

·         Прогнозные

2. Метод определения

·         Рыночные (биржевые)

·         Нормативные  (сметные)

·         Договорные

·         Регулируемые

·         Трансфертные

3. Форма реализации товара

·         Оптовые

·         Отпускные

·         Розничные

·         Закупочные

·         Прейскурантные

·         Тарифы

4. Ценовая стратегия организации

·         Цена покрытия издержек

·         Цена «завоевания рынка»

·         Цена «снятия сливок»

·         Цена гибкая

·         Цена монопольная

·         Цена психологическая

 

Определение рыночной цены было дано нами выше. В отличие от рыночных цен, формирующихся стихийно под воздействием спроса и предложения, нормативные цены определяются по определенным методикам в соответствии с устанавливаемыми нормативами. Разновидностью таких цен являются цены в строительстве, которые определяются специальными сметными расчетами на основе сметных нормативов, поэтому они получили название сметных цен.

Договорные или контрактные цены – это цены, определяемые при заключении договоров (контрактов) на производство продукции, выполнение работ или оказание услуг и устанавливаемые в этих договорах. Чуть дальше мы рассмотрим подробнее механизм формирования договорной цены на строительную продукцию.

Регулируемые цены устанавливаются на продукцию, работы и услуги, имеющие социальную значимость, а также на продукцию предприятий-монополистов.

Трансфертные цены – это договорные расчетные цены, которые применяются в расчетах между подразделениями или дочерними компаниями, входящими в состав крупной корпорации.

Оптовые цены – это цены, по которым реализуют продукцию предприятия-изготовители или крупные поставщики. Отпускные цены определяются на основе оптовых цен, но включают также полностью или частично расходы по транспортировке товаров до потребителя (покупателя). Отпускные цены зависят от того, на каком этапе движения продукции от производителя к покупателю происходит заключение сделки купли-продажи. Этот этап определяет вид отпускной цены франко[96], который показывает, в какой степени расходы по погрузке, транспортировке грузов включены в цену товара. Например, отпускная цена «франко – транспортное средство на территории завода изготовителя» означает, что расходы по погрузке продукции в транспортное средство взял на себя производитель, и эти затраты включены в цену товара. Используемая в строительстве отпускная цена материалов и конструкций «франко – приобъектный склад», означает, что в цену материалов включены все затраты по погрузке материалов в транспортное средство, расходы по транспортированию грузов до приобъектного склада, затраты по разгрузке материалов на складе. По этой цене строительные материалы учитываются в сметных расчетах, поэтому получили название сметных цен.

Розничные цены не нуждаются в комментариях – с ними сталкивается любой покупатель, обратившийся в розничную торговлю за товаром.

Закупочные цены устанавливаются при осуществлении закупок сырья, продукции у поставщиков. Например, при закупке у населения дикоросов (ягод, грибов, орехов) на каждый вид сырья устанавливается закупочная цена.

Прейскурантные цены[97] - это цены, представляемые покупателям в справочниках, каталогах (прейскурантах), и, как правило, неизменные в течение некоторого времени.

Тариф – это ценовая ставка платы за различные услуги (коммунальные услуги, транспортные услуги и т.д.), как правило, регулируемая соответствующими органами (например, тарифы на тепловую и электрическую энергию регулируются региональными энергетическими комиссиями).[98]

Ценовая стратегия предприятия является одним из основных инструментов конкурентной борьбы за потребителя. В поисках своего места на рынке организации, помимо стратегии покрытия издержек производства (эта стратегия описывается общей формулой цены – формула 6.1.), применяют различные методы ценовой конкуренции. Выше мы уже говорили о том, что значительные конкурентные преимущества имеют те организации, чей уровень издержек производства ниже затрат конкурентов. Такие организации имеют возможность использовать «стратегию завоевания рынка» путем приближения уровня цены до уровня издержек производства и установления цены, значительно ниже цен конкурентов[99]. Именно такой стратегии придерживался автомобильный магнат Г. Форд, считавший, что легче взять с миллиона американцев по одному доллару, чем с одного американца миллион долларов. Этот принцип, положенный Фордом в основу ценовой политики своего бизнеса, позволил ему, наряду с другими факторами  (конвейерная технология, современный уровень безопасности) завоевать не только американский автомобильный рынок.

 Предприятие, занимающее на рынке доминирующее положение, может устанавливать монопольную цену. Под монопольной понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившегося под воздействием спроса и предложения.[100] Монопольная цена устанавливается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.

 О различных видах ценовой стратегии предприятий подробнее можно прочитать у Ф. Котлера[101].



[92] Этот показатель будет подробно рассмотрен нами в разделе 7.

[93] От лат. conjungere – связывать, соединять.

[94] Иллюстрацией этого процесса могут служить сезонные распродажи товаров по сниженным ценам. Например, в конце зимы, когда падает спрос на меховые изделия, цены на них снижаются и проводятся широкие распродажи зимних коллекций со скидками.

[95]  Подробнее это изучается в курсе «Ценообразование и сметное дело в строительстве»

[96] От итал. franco – коммерческое условие продажи

[97] От фр. prix – цена + courant – текущий.

[98] Тарифы,  применяемые в системе оплаты труда, имеют такое же экономическое содержание – это цена труда соответствующей квалификации.

[99] Не следует путать эту стратегию с демпингом – ценовой политикой, при которой цены устанавливаются ниже собственных издержек производства. Такая политика как метод конкурентной борьбы запрещена антимонопольным законодательством.

[100] Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен. Утв. ГКАП 21.04.1994 № ВБ/2053

[101]  Котлер Ф. Основы маркетинга. /Ф.Котлер. – Санкт-Петербург, АО «Коруна», АОЗТ «ЛИТЕРА ПЛЮС», 1994. – 698 с.

Предыдущая