Т.Ю. Овсянникова
Экономика строительного комплекса: Экономическое обоснование и реализация инвестиционных проектов
Учебное пособие – Томск: Изд-во Томск. гос. архит.-строит. ун-та, 2003. – 239 с.
Предыдущая

6. Основы и особенности ценообразования в строительстве

6.1. Методологические основы ценообразования в рыночной экономике

Ценообразование является одним из важнейших элементов экономического механизма и в значительной степени определяет эффективность любой экономической деятельности, в том числе инвестиционной. В предыдущем разделе мы видели, что эффективность инвестиционных проектов зависит от цен производимых товаров, от цен используемых ресурсов, и, наконец, от цены самого проекта – суммы инвестиций, которая определяется ценами на строительно-монтажные работы.

Об исключительной важности и сложности проблем ценообразования свидетельствуют многочисленные примеры мировой истории, в которых неудачи в политике цен или попытки реформировать систему ценообразования приводили к падению правительств или правящих династий. [87]

Экономическая теория и практика выработали две методологии ценообразования: рыночную и плановую, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки (табл. 6.1).

Давайте вспомним основы методологии рыночного ценообразования, знакомые Вам из курса экономической теории. В основе рыночного ценообразования лежит взаимодействие законов спроса и предложения. Механизм этого взаимодействия  описан Альфредом Маршаллом[88] в его теории равновесной цены.

Таблица 6.1

Сравнение рыночной  и плановой методологии ценообразования

 

Рыночная

Плановая

Преимущества

·      Соответствие цен издержкам производства

·      Цена отражает реальный спрос

·      Цену устанавливает непосредственно производитель товара

·      Цена зависит от качества

·      Стабильность цен

·      Возможность долгосрочного планирования производства

·      Поддержание цены на жизненно важные товары на достаточно низком уровне

Недостатки

·      Нестабильность цен

·      Невозможность долгосрочного планирования производства

·      Ценовая недоступность товаров некоторым категориям населения

·      Скрытая инфляция

·      Несоответствие цен издержкам производства

·      Оторванность производителя от процесса ценообразования

·      Цена товара не отражает спроса на данный товар

Спрос – это общественные потребности в товаре, обеспеченные покупательной способностью потребителей. Спрос – это достаточно динамичная характеристика рынка. Спрос зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются:

-  уровень социально-экономического развития;

-  уровень доходов потенциальных потребителей;

-  природно-климатические условия;

-  национальные традиции и обычаи;

-  инфляционные ожидания;

-  общественное мнение;

-  возможности альтернативного потребления, наличие товаров – заменителей и т.д.

Предложение совокупный объем товара, предложенного на рынке для продажи. Предложение также не является постоянной характеристикой, оно зависит от многих факторов, в числе которых:

-  темпы научно-технического прогресса;

-  уровень общественных издержек производства;

-  развитие конкурентной среды;

-  экономические условия предпринимательской деятельности (налоговое законодательство, кредитно-финансовая система, риски);

-  национальные традиции и обычаи и т.д.

Но основным фактором, определяющим уровень спроса и предложения на конкретном товарном рынке, является цена товара. Именно эта зависимость спроса и предложения от цены описывается законами спроса и предложения.

Закон спроса устанавливает связь между ценой товара и спросом на этот товар (объемом продаж): чем ниже цена на товар, тем выше спрос на товар, поскольку низкая цена делает товар более доступным и привлекательным для потребителей[89].

Закон предложения устанавливает связь между предложением и ценой: чем больше цена, тем больше предложение на рынке, так как бóльшая цена позволяет производителям получить бóльшую норму прибыли, а капитал, как известно, стремится туда, где обеспечивается максимальная норма прибыли.

Рис. 6.1. Законы спроса и предложения и равновесная цена

 

Состояние устойчивого экономического равновесия характеризуется равенством объема спроса и объема предложения (С=П), и этому состоянию соответствует равновесная цена[90]. С помощью модели А. Маршалла легко продемонстрировать механизм действия равновесной цены (рис.6.2).

Предположим, на некотором товарном рынке, вследствие внешних факторов, произошло снижение спроса на товар (рис. 6.2, а). Это нарушило существовавшее на рынке равновесие, когда при цене Цр объем предъявленного спроса соответствовал предложению товара на рынке (С=П). Установилось новое кратковременное равновесие (С'=П), которому соответствует новая равновесная цена Цр'. На снижение равновесной цены, согласно законам рынка, непременно отреагирует предложение товара. Новая цена, не обеспечивая прежней нормы прибыли, приведет к частичному сворачиванию производства и оттоку капитала с данного рынка. Объем предложения уменьшится (рис. 6.2. б), в результате возникнет новое равновесие (С'=П'), которому будет соответствовать новая равновесная цена Цр''. Новое равновесие означает, что при цене Цр'' объем предложения будет равен объему спроса, т.е. каждый продавец найдет своего покупателя, а каждый покупатель найдет своего продавца. Соотношение новой и старой равновесной цены зависит от масштабов изменения спроса и предложения. Если это изменение адекватно (в равной мере), то равновесная цена может установиться на прежнем уровне.

Рис. 6.2. Иллюстрация к теории равновесной цены

 

Рис. 6.3. Иллюстрация рыночной ситуации при отклонении цены товара

от равновесной цены

Иллюстрация к теории равновесной цены позволяет нам сделать еще один очень важный вывод – при установлении цен, отличных от уровня равновесной цены, мы неизбежно нарушим рыночное равновесие (рис. 6.3). Если предложенная на рынке цена меньше равновесной,  то объем предложения товара будет меньше объема спроса  (рис. 6.3. а),  и мы окажемся в условиях товарного дефицита[91].  Если же,  напротив,  цена на товар будет искусственно завышена по сравнению с ценой рыночного равновесия  (рис. 6.3. б),  то неизбежно упавший спрос будет меньше предложения товара на рынке и мы окажемся в условиях товарного перепроизводства, что весьма чревато экономическими потрясениями.



[87] Именно с  реформирования системы ценообразования начались экономические преобразования в России в начале 90-х годов. Либерализация ценообразования привела к гиперинфляции и обвальному снижению платежеспособности потребителей, что обусловило затяжной экономический кризис, в том числе, в строительном комплексе.  

[88] Альфред Маршалл (1842-1924 гг.) – английский экономист, профессор Кембриджского университета, основоположник неоклассического направления в экономике, основанного на изучении механизмов спроса и предложения, экономического выбора в условиях ограниченности ресурсов.

[89] Дествие закона спроса не является безусловным. Известен, так называемый, «феномен Гиффена» - когда рост цен на товары первой необходимости вызывает не сокращение спроса на них, а напротив, его рост. Одной из причин такого феномена является то, что потребители, опасаясь дальнейшего роста цен на данный товар, стремятся купить этот товар впрок. Так, например, на рынке жилья в России после дефолта 1998 г. произошел резкий скачок цен на недвижимость, что, однако, не привело к сокращению спроса, а, напротив, породило потребительский ажиотаж, что, в свою очередь, привело к новому скачку цен.

[90] Смотрите об этом подробнее: Самуэльсон П. Экономика. Т1, 2 ; Макконелл К.Р., Брю С.Л.  Экономикс: Принципы, проблемы и политика.Т.1,2. и др.

[91] Именно такая ситуация была характерна для России в условиях плановой экономики, когда искусственно сдерживаемые цены не соответствовали соотношению спроса и предложения, в результате чего практически по всем товарным группам  существовал дефицит.

Предыдущая