Е.П. Кияткина; С.В. Федорова
Экономика строительства
Учебное пособие. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2011. - 71с.
3. Механизм рыночной экономики в строительстве
3.1. Особенности строительного рынка
Строительный рынок представляет собой открытую организационно-хозяйственную
систему: в условиях действия товарно-денежных отношений субъекты рынка
(инвесторы, заказчики, подрядчики, проектные организации, предприятия промышленности
строительных материалов и др.) реализуют свои взаимные и экономические
интересы.
Строительный рынок как система включает:
а) субъекты (элементы) строительного рынка;
б) объекты (предметы) рыночных отношений;
в) инфраструктуру рынка строительного комплекса;
г) рыночный механизм;
д) государственный контроль, регулирование и саморегулирование
рынка.
В свою очередь, субъектами
(элементами) строительного рынка считаются: инвесторы, заказчики,
подрядчики, проектно-изыскательские организации, научно-исследовательские
институты, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и
конструкций.
Объектами (предметами) рыночных отношений являются: строительная продукция
(здания сооружения, объекты, их комплексы и др.); строительные машины, транспортные
средства, энергетическое, технологическое и другое оборудование.
Движущей силой рыночного механизма
остается наличие спроса и предложения. Государство устанавливает и регулирует
институциональные зависимости субъектов строительного
рынка и его инфраструктуры на основе налоговых обязательств, субвенций, антимонопольных
мер, амортизационных отчислений и т.д.
Саморегулирование процессов рыночных
отношений осуществляется посредством работы бирж, тендерных торгов,
представляющих собой аукционы по купле продаже инвестиционных ресурсов, строительной
продукции, ценных бумаг, где цены формируются по закону спроса и предложения.
Главными задачами информационной системы строительного рынка являются
следующие:
-
знание потребностей в строительной
продукции на местах со стороны возможных заказчиков (инвесторов);
-
владение информацией о текущих
производственных возможностях строительно-монтажных организаций, специфике
выполняемых ими работ, загрузке, стоимости (ценах) выполняемых ими работ (банк
данных по строительно-монтажным организациям);
- владение информацией об
объемах, номенклатуре, качестве, ценах выпускаемых строительных материалов,
изделий и конструкций (банк предприятий промышленности строительных
материалов);
владение информацией по рынку труда в строительстве;
- владение информацией по
инвестиционным проектам, обладающим коммерческой состоятельностью.
|