Е.П. Кияткина; С.В. Федорова
Экономика строительства
Учебное пособие. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2011. - 71с.
Предыдущая

3. Механизм рыночной экономики в строительстве

3.1. Особенности строительного рынка

Строительный рынок представляет собой открытую организационно-хозяйственную систему: в условиях действия товарно-денежных отношений субъекты рынка (инвесторы, заказчики, подрядчики, проектные организации, предприятия промышленности строительных материалов и др.) реализуют свои взаимные и экономические интересы.

Строительный рынок как система включает:

а) субъекты (элементы) строительного рынка;

б) объекты (предметы) рыночных отношений;

в) инфраструктуру рынка строительного комплекса;

г) рыночный механизм;

д) государственный контроль, регулирование и саморегулирование рынка.

В свою очередь, субъектами (элементами) строительного рынка считаются: инвесторы, заказчики, подрядчики, проектно-изыскательские организации, научно-исследовательские институты,  предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций.

Объектами (предметами) рыночных  отношений являются: строительная продукция (здания сооружения, объекты, их комплексы и др.); строительные машины, транспортные средства, энергетическое, технологическое и другое оборудование.

Движущей силой рыночного механизма остается наличие спроса и предложения. Государство устанавливает и регулирует

институциональные зависимости субъектов строительного рынка и его инфраструктуры на основе налоговых обязательств, субвенций, антимонопольных мер, амортизационных отчислений  и т.д.

Саморегулирование процессов рыночных отношений осуществляется посредством работы бирж, тендерных торгов, представляющих собой аукционы по купле продаже инвестиционных ресурсов, строительной продукции, ценных бумаг, где цены формируются по закону спроса и предложения.

Главными задачами информационной системы строительного рынка являются следующие:

-  знание потребностей в строительной продукции на местах со стороны возможных заказчиков (инвесторов);

-  владение информацией о текущих производственных возможностях строительно-монтажных организаций, специфике выполняемых ими работ, загрузке, стоимости (ценах) выполняемых ими работ (банк данных по строительно-монтажным  организациям);

-  владение информацией об объемах, номенклатуре, качестве, ценах выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций (банк предприятий промышленности строительных материалов);

владение информацией по рынку труда  в строительстве;

- владение информацией по инвестиционным проектам,   обладающим коммерческой состоятельностью.

Предыдущая