Тема 15. Инновации, их роль в развитии экономики
15.1. Инновации и инновационная деятельность
Инновации – это результат использования
научных исследований и разработок, в виде нового продукта или услуги, способа
их производства, новшества в организационной, финансовой,
научно-исследовательской и других сферах, любого усовершенствования,
обеспечивающего экономию затрат или достижение социального эффекта. Важнейшим
признаком инноваций выступает новизна их потребительских свойств.
Сущность
объектного (от слова «объект») подхода заключается в том, что в качестве
инновации выступает объект – результат НТП: новые товары, техника, технология.
В
рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный
процесс, включающий разработку, внедрение в производство и реализацию новых
потребительских ценностей – товаров, техники, технологии и т.д.
В
рамках процессно-финансового подхода под инновацией пронимается процесс
инвестиций в инновации, вложение средств в разработку новой техники,
технологии, научные исследования.
Инновационная
стратегия – это
выбор наиболее эффективных путей (и одновременно сами эти пути) технического и
технологического развития, основанный на долгосрочном прогнозировании,
сопоставлении внешних и внутренних факторов, учете ресурсных ограничений.
В
развитых странах реализуются следующие типы инновационных стратегий:
§ наступательная, цель которой - занятие лидирующих
позиций на рынке; затраты на нововведения очень высокие;
§ оборонительная. Ее цель – держаться вплотную за
лидером, заимствуя его новшества с внесением некоторых изменений; затраты на нововведения
в этом случае будут ниже, чем у лидера;
§ имитационная. Цель – следовать за обеими группами
лидеров, повторяя их достижения и используя специфические преимущества страны
или предприятия; затраты на нововведения – низкие;
§ зависимая. Ее цель – это самосохранение через
выполнение субконтрактных работ для предприятий инноваторов. Затраты на
нововведения в этом случае совсем незначительные;
§ традиционная. Цель – самосохранение с
использованием консервативных технологий; затраты на нововведения минимальные;
§ оппортунистическая. Цель – занятие свободных ниш на
рынке. Затраты на нововведения определяются тактическими соображениями.
Выбор
национальной инновационной стратегии определяется экономическим и
научно-техническим потенциалом страны, ее хозяйственным укладом, традициями,
принятой национальной доктриной, геополитическими установками.
|