Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Полезное


С.В. Валицкий, О.С. Голубова
Экономика строительства
Мн.: 2009. - 180с.
Предыдущая

Тема 15. Инновации, их роль в развитии экономики

15.1. Инновации и инновационная деятельность

Инновации – это результат использования научных исследований и разработок, в виде нового продукта или услуги, способа их производства, новшества в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любого усовершенствования, обеспечивающего экономию затрат или достижение социального эффекта. Важнейшим признаком инноваций выступает новизна их потребительских свойств.

Сущность объектного (от слова «объект») подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект – результат НТП: новые товары, техника, технология.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и реализацию новых потребительских ценностей – товаров, техники, технологии и т.д.

В рамках процессно-финансового подхода под инновацией пронимается процесс инвестиций в инновации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Инновационная стратегия – это выбор наиболее эффективных путей (и одновременно сами эти пути) технического и технологического развития, основанный на долгосрочном прогнозировании, сопоставлении внешних и внутренних факторов, учете ресурсных ограничений.

В развитых странах реализуются следующие типы инновационных стратегий:

§ наступательная, цель которой - занятие лидирующих позиций на рынке; затраты на нововведения очень высокие;

§ оборонительная. Ее цель – держаться вплотную за лидером, заимствуя его новшества с внесением некоторых изменений; затраты на нововведения в этом случае будут ниже, чем у лидера;

§ имитационная. Цель – следовать за обеими группами лидеров, повторяя их достижения и используя специфические преимущества страны или предприятия; затраты на нововведения – низкие;

§ зависимая. Ее цель – это самосохранение через выполнение субконтрактных работ для предприятий инноваторов. Затраты на нововведения в этом случае совсем незначительные;

§ традиционная. Цель – самосохранение с использованием консервативных технологий; затраты на нововведения минимальные;

§ оппортунистическая. Цель – занятие свободных ниш на рынке. Затраты на нововведения определяются тактическими соображениями.

Выбор национальной инновационной стратегии определяется экономическим и научно-техническим потенциалом страны, ее хозяйственным укладом, традициями, принятой национальной доктриной, геополитическими установками.

Предыдущая


Copyright © 2007-2022, Недвиговка.Ру