Тема 11. Учет и отчетность в строительстве. Анализ деятельности организации
11.1. Бухгалтерский учет и отчетность в строительстве
Бухгалтерский
учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и
обобщения информации о хозяйственной деятельности предприятия в денежном
выражении, регистрации этой информации методом двойной записи и ее обобщения.
Объектами
бухгалтерского учета являются любые хозяйственные операции организации,
выражающиеся в движении его имущества и обязательств. Обычно выделяют шесть
основных составляющих бухгалтерского учета:
1. сбор
информации о хозяйственной деятельности организации путем сплошного и
непрерывного документирования;
2. оценка
этих операций в денежном выражении (обычно путем суммирования фактически
произведенных расходов);
3. накопление
информации о хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета;
4. ее
отражение на счетах бухгалтерского учета методом двойной записи
5. проведение
инвентаризации данных бухгалтерского учета;
6. составление
бухгалтерской отчетности.
Отчетность
– это совокупность обобщенных и взаимосвязанных показателей, отражающих
результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный
период времени. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным
бухгалтерского, статистического и оперативного учета.
Отчетность
предприятий классифицируют по видам, периодичности составления, степень
обобщения учетных данных.
По
видам отчетность подразделяют на:
§ оперативную,
§ статистическую,
§ бухгалтерскую.
Оперативная
отчетность применяется для текущего контроля по наиболее
важным показателям деятельности предприятия, она составляется на основе данных
оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие
промежутки времени – сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти
данные используются для оперативного контроля и управления процессами
снабжения, реализации товаров.
Статистическая
отчетность – характеризует отдельные стороны деятельности
предприятия на основе статистического учета, бухгалтерского и оперативного и
отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности
организаций как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Статистическая
отчетность подразделяется по сферам и отраслям жизни и деятельности общества на
социальную, экономическую (хозяйственную) статистику населения и т.д. собирая и
обобщая данные о событиях и фактах в жизни государства, его регионов, различных
сфер деятельности общества, статистика имеет дело с большим числом фактов,
наблюдений, событий.
В
Республике Беларусь на республиканском уровне создано Министерство статистики и
анализа. Во всех областях и районах работают его отделы, информация от которых
поступает и обобщается в министерстве.
Бухгалтерская
отчетность содержит сведения о средствах предприятия и об
источниках образования этих средств, а также финансовых результатах, она
составляется на основе данных аналитического и синтетического учета,
оперативной и статистической отчетности и должна быть подтверждена первичными
документами и учетными записями.
По
периодичности различают отчетность на: текущую (месячная, квартальная) и
годовую. Отчетность также различают первичную и сводную. Бухгалтерскую
отчетность составляют и представляют все юридические лица, ведущие
бухгалтерский учет.
В
современных условиях из бухгалтерской отчетности можно выделить еще
относительно самостоятельную налоговую отчетность, в которой содержатся
показатели по причитающимся к уплате и уплаченным налогам в бюджет и
внебюджетные фонды.
В
зависимости от того, какому управленческому органу предназначена бухгалтерская
отчетность, ее классифицируют на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя
отчетность представляется различным пользователям, находящимся за пределами
предприятия: собственникам (учредителям, акционерам), налоговым органам,
органам статистики, банкам, другим органам государственного управления в соответствии
с действующим законодательством.
Внутренняя
отчетность представляется дирекции организации и другим органам управления
внутри предприятия. Для внутренней отчетности наряду с типовыми формами
используются и специализированные, нетиповые, которые устанавливаются самой
организацией.
Отчетность
используется для: анализа фактического состояния предприятия, для определения
платежеспособности, для прогнозирования деятельности на следующие периоды, для
оценки кредитоспособности и возможности заключения договоров.
Все
предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность на территории
Республики Беларусь, представляют годовой отчет. Он представляется
собственнику, в налоговую инспекцию, вышестоящие организации, банку, страховым
организациям, а также для публикации в печати.
В
состав годовой бухгалтерской отчетности входят:
§ бухгалтерский
баланс предприятия (форма № 1);
§ отчет
о прибылях и убытках (форма № 2);
§ отчет
о движении источников собственных средств (форма № 3);
§ отчет
о движении денежных средств (форма № 4);
§ приложение
к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
§ отчет
о целевом использовании полученных средств (форма № 6);
§ расчет
стоимости чистых активов организации;
§ пояснительная
записка;
§ учетная
политика предприятия на следующий отчетный период.
Бухгалтерский
баланс и приложения к нему заполняются на основании данных Главной книги и
итоговых показателей аналитического учета.
Важнейшие
требования к отчетности - это:
§ обязательное
и своевременное представление отчетности в соответствующие органы;
§ полнота
отражения всех хозяйственных операций за отчетный период;
§ достоверность
и точность данных, отраженных в отчете;
§ сопоставимость
показателей;
§ правильность
отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
§ единство
форм и методики составления отчетности для аналогичных предприятий;
§ простота,
ясность, доступность, и экономичность;
§ соответствие
данных аналитического и синтетического учета;
§ соблюдение
принятой учетной политики в течение года;
§ подтверждение
всех статей баланса инвентаризацией;
§ строгая
увязка всех показателей отчетности.
Отчетность
должна обеспечиваться сопоставимостью отчетных показателей с данными за прошлые
годы.
|