Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Полезное


Б.А. Волков, Кокин М.В. и др.
Проектно-сметное дело в железнодорожном строительстве

Учебник для вузов. Москва: 2012.

Предыдущая

Глава 13. Экспертиза проектной документации

13.1. Цель и виды экспертизы. Государственная экспертиза проектной документации

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации проектная документация должна проходить государственную или/и негосударственную экспертизу. Основная цель экспертизы заключается в предотвращении нового строительства, проведения реконструкции и капитального ремонта существующих объектов при нарушении государственных норм и правил; нанесении ущерба правам и интересам физических и юридических лиц, охраняемым законами страны, а также в контроле за соблюдением социально-экономической и природоохранной политики государства.

Государственная экспертиза проектной документации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

1)  отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2)  жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3)  многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещений общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4)  отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;

5)  отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установления санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.

Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получения разрешения на строительство. Согласно Положению об организации и проведении государственной экспертизы — проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденному Постановлением правительства Российской Федерации № 145 от 05.03.2007 г., к объектам, не требующим получения разрешения на строительство, следует относить:

1)  строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2)  строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3)  строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4)  изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, если такое изменение не затрагивает конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемой повторно (типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Государственная экспертиза проектной документации проводится в отношении следующих видов объектов капитального строительства:

1)  объекты, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

2)  объекты, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

3)  объекты обороны и безопасности, иные объекты, сведения о которых составляют государственную тайну;

4)  объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения);

5)  особо опасные и технически сложные объекты;

6)  уникальные объекты.

К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1)  объекты использования атомной энергии, в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

2)  гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений;

3)  линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4)  линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5)  объекты космической инфраструктуры;

6)  аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;

7)  объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

8)  метрополитены;

9)  морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;

10) автомобильные дороги общего пользования федерального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения;

11) опасные производственные объекты, на которых:

-  получаются, используются, перерабатываются, образуются вещества в количестве, превышающем предельное. Такие объекты и предельное количество опасных веществ указаны в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

-  получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе расплавов;

-  ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;

-  используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры и т.д.

К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена одна из следующих характеристик:

-  высота более 100 метров;

-  пролеты более 100 метров;

-  наличие консоли длиной более 20 метров;

-  заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;

-  наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.

Для проведения государственной экспертизы проектной документации представляются:

1)  заявление, в котором указываются сведения об участниках подготовки проектной документации, сведения об объекте и заявителе;

2)  копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором предполагается осуществлять строительство объекта;

3)  копии градостроительного плана земельного участка;

4)  проектная документация на объект с копией здания на проектирования;

5)  заключение государственной экологической экспертизы в случае, когда объект экспертизы располагается в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе или в морских водах России.

Организация по проведению государственной экспертизы вправе дополнительно истребовать от заявителя представления в 5-дневный срок расчетов конструктивных и технологических решений.

Проектная документация может представляться на экспертизу применительно к отдельным этапам строительства или реконструкции объекта.

Когда проектная документация подлежит государственной экспертизе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными или государственными учреждениями, документы, необходимые для проведения экспертизы, представляются в организацию по месту расположения земельного участка, на котором располагается объект. Если государственную экспертизу не представляется возможности провести такой организацией, то с разрешением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству экспертизу может провести другая организация, имеющая право осуществлять государственную экспертизу.

Срок проверки полученных от заявителя документов не должен превышать 10 рабочих дней, в течение которого заявителю направляется проект договора с расчетом размеров платы за проведение государственной экспертизы или мотивированный отказ в принятии документов. Возврат заявителю документов без рассмотрения подлежит в случае, когда экспертиза должна осуществляться иной организацией или когда проектная документация не подлежит государственной экспертизе.

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 3 месяцев. В результате проведения экспертизы проектных документов оценивается ее соответствие требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

При проведении государственной экспертизы проектной документации может осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию в порядке, установленном договором.

Организация, проводящая государственную экспертизу проектной документации, вправе истребовать от органов местного самоуправления и организаций информацию, необходимую для проведения экспертизы, а также привлекать на договорной основе к экспертизе иные организации и отдельных специалистов.

При выявлении в проектной документации в процессе проведения государственной экспертизы недостатков, заявитель должен устранить их в установленные сроки. При невыполнении этого условия организация по проведению государственной экспертизы вправе отказаться от дальнейшего проведения экспертизы и досрочно расторгнуть договор с заявителем.

Заключение (положительное или отрицательное) государственной экспертизы подписывается государственными экспертами, участвовавшими в проведении экспертизы, и утверждается руководителем организации по проведению государственной экспертизы либо должностным лицом, уполномоченным таким руководителем.

Проектная документация не может быть утверждена застройщиком или заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Отрицательное заключение государственной экспертизы может оспариваться застройщиком или заказчиком в судебном порядке. В случае утраты заключения государственной экспертизы заявитель вправе получить в организации по проведению государственной экспертизы дубликат этого заключения. Выдача дубликата осуществляется бесплатно в течение 10 дней с момента получения указанной организацией письменного обращения.

После проведения экспертизы проектная документация, копия задания на проектирование, результаты инженерных изысканий и копия задания на выполнение инженерных изысканий подлежат возврату заявителю в сроки и в порядке, определенные договором. Организация по проведению государственной экспертизы ведет реестр выданных заключений государственной экспертизы.

Информация, содержащаяся в реестре выданных заключений государственной экспертизы, является открытой и предоставляется любому лицу в течении 10 дней с даты получения организацией по проведению государственной экспертизы письменного запроса.

Проектная документация может быть направлена повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы.

В случае если недостатки, послужившие основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы, можно устранить без возврата этих документов и заявитель не настаивает на их возврате, организация по проведению государственной экспертизы устанавливает срок для устранения таких недостатков. В этом случае документы, представленные на государственную экспертизу, заявителю не возвращаются. После их доработки заявитель представляет в организацию по проведению государственной экспертизы часть проектной документации с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений.

Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.

Предыдущая


Copyright © 2007-2022, Недвиговка.Ру