Глава 10. Сметные затраты на эксплуатацию строительных и дорожных машин
10.3. Ресурсный метод определения затрат на эксплуатацию строительных и дорожных машин
Использование данных по цене машино-часа на отдельные виды
строительных машин и автотранспорта, представленных в соответствующих
сборниках, в большинстве случаев приводит к заниженной стоимостной оценке
использования машин при выполнении строительно-монтажных работ подрядчиком по
сравнению с фактическими затратами на эксплуатацию этих машин.
Кроме того, проводимые выборки ресурсов по элементу
«Эксплуатация машин» свидетельствует о том, что в сметах оценены по эксплуатации
одни машины, а на практике используются другие. В связи с этим доля затрат на
эксплуатацию машин в общей величине сметных прямых затрат вместо 1,5 может
достигать 5 %. В связи с этим подрядчики переходят к ресурсному методу оценки
сметных затрат на эксплуатацию машин, т.е. цена 1 маш.-ч определяется с учетом
ресурсных нормативов на этот показатель.
Сметные затраты на эксплуатацию строительных машин и
автотранспорта, используемых на строительной площадке, определяются с
использованием ресурсного метода по формуле
где ПРЦi
— планово-расчетная цена (в рамках прямых затрат) 1 машино-часа машины i-й
марки, определенная с учетом условий производства работ в организации, ведущей
строительно-монтажные работы на конкретном объекте на установленную дату, руб./маш.-ч;
ti — продолжительность работы машины i-й
марки на строительстве конкретного объекта, маш.-ч;
ni — количество одновременно работающих
машин i-й марки на строительстве конкретного объекта, шт.;
N — количество марок машин, занятых на
работах на объекте, шт.
В подрядных
строительных организациях наряду со сметными затратами на эксплуатацию
строительных машин обязательно ведутся расчеты фактических затрат. Такие
расчеты ведутся не только по машинам, находящимся на балансе подрядной
организации, но и машинам, арендуемым в других организациях. Расчеты
рекомендуется проводить на компьютерной основе. При расчете фактических затрат
необходимо учитывать следующие факторы:
-
продолжительность
использования машин каждой i-й марки на строящемся объекте;
-
номенклатуру марок
машин, которые предполагается использовать на данном объекте;
-
фактические прямые
затраты по эксплуатации каждой машины на данном объекте в течение всего срока
строительства этого объекта.
Для определения
затрат на эксплуатацию строительных машин и автотранспорта на объекте ресурсным
методом необходимо:
-
определить планируемые
виды и объемы строительно-монтажных работ на объекте;
-
подобрать машины по их
маркам, которые необходимо задействовать на выполнении строительно-монтажных
работ на объекте;
-
разработать график
производства строительно-монтажных работ на объекте;
-
определить
продолжительность работы каждой машины на объекте, учитывая как время
выполнения работ, так и время технологических перерывов в работе машин,
связанных с особенностями строительства объекта;
-
разработать или
скорректировать уже разработанные на определенную дату планово-расчетные цены
на эксплуатацию машин, учитывая условия производства планируемых
строительно-монтажных работ;
-
определить суммарные
затраты на эксплуатацию машин на объекте, подлежащие включению в смету или
договорную цену на работы;
-
отразить в договоре
подряда на выполнение планируемых строительно-монтажных работ подряда
индексацию затрат на эксплуатацию машин в процессе строительства объекта.
Заработанная
плата машинистов, управляющих машинами, включается в состав планово-расчетных
цен с учетом квалификации и численного состава машинистов. Часовая заработанная
плата исчисляется исходя из реально складывающегося ее уровня. Месячная
заработанная плата машинистов, управляющих машиной определенной марки,
устанавливается в соответствии с заключенным контрактом.
При подготовке
договоров на оказание услуг со стороны трестов (управлений) механизации
целесообразно проводить индексацию затрат на эксплуатацию машин по машинному парку
в целом, по его структурным подразделениям, по заказчикам.
Оплата труда
механизаторов, входящая в стоимость эксплуатации машин и являющаяся составной
часть ФОТ, пересчитывается по индексу на оплату труда рабочих-строителей
(монтажников) только для начисления накладных расходов и сметной прибыли.
Включение в
сметную документацию затрат на эксплуатацию импортных строительных машин должно
быть оговорено в задании на проектирование, обосновано в проектной документации
и согласовано с заказчиком.
|