Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Полезное


Б.А. Волков, Кокин М.В. и др.
Проектно-сметное дело в железнодорожном строительстве

Учебник для вузов. Москва: 2012.

 

Предисловие

Прогноз, намеченный Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2008 г. №1734-р, предполагает выделение для развития железнодорожного транспорта на период 2010—2030 гг. 54 285 млрд руб. При этом намечено к 2030 г. построить 20 730 км новых железнодорожных линий, из них протяженность скоростных линий составит более 10 тыс. км, а высокоскоростных — не менее 1500 км; вторых путей 5464 км, третьих и четвертых путей — 348 км; электрифицировать — 7498 км; оборудовать системой автоблокировки — 4959 км. Выполнение запланированных объемов работ позволит повысить пропускную способность железнодорожных линий по основным направлениям, обеспечить развитие транспортных подходов к крупным транспортным узлам, создать условия для освоения новых территорий и разработки местонахождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке; обеспечить растущие потребности населения в перевозках, в том числе путей организации скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов.

Значительную роль в осуществлении стратегического плана развития железнодорожной сети страны призваны сыграть проектировщики и строители, реализующие инвестиционные замыслы на основе инновационных технологий строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры.

Эффективность инвестиционных вложений в железнодорожном строительстве в значительной степени зависит от качества проектной документации. При разработке проектов экономистам приходится производить экономические изыскания, обосновывать экономическую эффективность капитальных вложений, производить расчеты сметной стоимости, участвовать в технико-экономических расчетах по выбору наиболее рациональных вариантов планировочных, конструктивных и инженерных решений. Работа экономиста при проектировании железнодорожных объектов требует весьма обширного объема знаний как в области производственного, так и жилищно-бытового строительства. Это обусловлено тем, что совершенствование функционирования железнодорожного транспорта связано со строительством и переустройством различных объектов: земляного полотна, верхнего строения пути, искусственных сооружений, станций и узлов, устройств СЦБ и связи, водоснабжения и газификация, сооружения локомотивного и вагонного хозяйства, энерго- и электроснабжения, гражданских сооружений и прочих.

Экономическими знаниями в области проектно-сметного дела должны обладать не только проектировщики, но и инвесторы, заказчики, а также подрядчики-строители. Инвесторов, выделяющих средства для реализации проектов, в первую очередь интересует экономическая отдача вкладываемых денежных средств. Для этого необходимо владеть вопросами определения коммерческой эффективности инвестиционных проектов.

Заказчик строительства или реконструкции объектов должен проконтролировать обоснованность строительства сметной стоимости, оценку эффективности проекта, экономическую целесообразность применения того или иного вида конструкций и оборудования.

Подрядчики-строители должны разбираться в вопросах сметных расчетов, что необходимо для исключения договорных цен на строительную продукцию, не обеспечивающих прибыльность производства. Сметные расчеты используются подрядчиками для формирования производственных программ, оперативного планирования строительно-монтажных работ и решения других производственно-хозяйственных задач.

При подготовки документов для участия в торгах подряда строительным организациям приходится сталкиваться с экономическими задачами проектно-сметного дела.

Настоящий учебник написан с учетом современных требований к оценке экономической эффективности инвестиционных проектов, новых положений по расчету сметной и договорной стоимости строительства, принципов формирования цены при рыночной экономики, автоматизации экономических обоснований и расчетов сметной стоимости и рассчитан на подготовку студентов вузов железнодорожного транспорта по специальностям: «Экономика и управление на предприятии (строительства)», «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «Мосты и транспортные тоннели», «Промышленное и гражданское строительство», «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)», «Системы автоматизированного проектирования», «Коммерция».

Авторский коллектив выражает глубокую признательность рецензентам настоящего учебника: главному инженеру ЦУКСа ОАО «РЖД» Ю.И. Андреенко; д-ру техн. наук, профессору, заведующему кафедрой «Изыскания и проектирование железных дорог» ПГУПСа Е.С. Свинцову, чьи замечания позволили улучшить содержание учебника.

Учебник не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов проектно-сметного дела в железнодорожном строительстве. В нем нашли отражение основные экономические вопросы проектно-сметного дела, которые должны знать будущие специалисты, выступающие в роли инвесторов, заказчика, проектировщика и строителя-подрядчика.

Все замечания и пожелания по дальнейшему улучшения учебника авторским коллективом будут приняты с благодарностью.

 


Copyright © 2007-2022, Недвиговка.Ру