Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля


Б.Б. Хрусталев, Ю.С. Артамонова, А.А. Еремкин, И.В. Сироткин
Экономика, организация и управление предприятиями строительного комплекса

Учебное пособие. Пенза: ПГУАС, 2006

Предыдущая

3. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

3.2. Создание системы управления строительным комплексом Пензенской области

В настоящее время у предприятий строительного комплекса Пензенской области сложилась ситуация, характеризующаяся наличием накопленного потенциала, достаточного для стремления их увеличению объемов инвестиционно-строительной деятельности, что может быть достигнуто за счет формирования в регионе эффективной системы управления предприятиями строительного комплекса.

В 2003 году была принята Инвестиционная стратегия Пензенской области, в которой одним из приоритетных направлений было названо развитие строительной отрасли и отрасли ПСМ, а также определены инвестиционные приоритеты этих отраслей. Так, были выделены три группы – А, В, С.

Отраслевые и производственные приоритеты группы А предполагают консолидацию «точек роста» и «отраслей роста» с целью обеспечения инвестиций в крупные, бюджетообразующие предприятия, принадлежащие к этим отраслям, а так же создание новых предприятий с нуля. Концентрация средств на группе проектов А строительного комплекса предполагает наибольший мультипликативный эффект и создает площадку для интенсивного роста экономики области и перехода региона к инвестиционному типу развития. К группе А относятся сельскохозяйственное производство, машиностроение, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, производство строительных материалов и конструкций.

Политика инвестирования связанных отраслей и создание упорядоченной сети инвестиционных проектов формирует инвестиционные приоритеты группы В. Группа В строительного комплекса включает экономически эффективные проекты, предполагающие координацию с другими реализуемыми областными и межрегиональными проектами. Проекты Группы В не предполагают быстрой отдачи, но обеспечивают поддержание текущего экономического состояния. Основное направление- реструктуризация комплекса. В группу В вошли производство сельхозмашин для агропромышленного комплекса, лесозаготовки, производство медикаментов.

Отраслевые приоритеты группы С предполагают создание условий для стимулирования высококонкурентных и самодостаточных отраслей экономики при условии обновления производственной инфраструктуры. Проекты группы С обладают инвестиционной привлекательностью в среднесрочной перспективе, но не являются приоритетными в силу недостаточной подготовленности рынков к их эффективной реализации и необходимости реформирования соответствующих секторов экономики. Они направлены на инвестиционное развитие комплекса. Это легкая промышленность, производство оборудования и комплектующих для автомобильной отрасли.

Особенностью СК является то, что его отрасли вошли во все три группы либо как основные (отрасль ПСМ относится к группе А), либо как смежные отрасли. Это происходит в связи с тем, что строительство обслуживает любую отрасль, для развития любого производства необходимо осуществлять строительство, будь то реконструкция старого цеха или строительство нового помещения.

Таким образом, территориальное развитие области невозможно без развития строительного комплекса, может осуществляться на основе реализации инвестиционной стратегии и формирования системы управления СК как основного направления этой стратегии.

Как было сказано ранее, инфраструктура организации и управления развитием регионального СК должна состоять из трех уровней: территориального, корпоративного и уровня предприятия.

Территориальный уровень представляет собой ряд отделов Правительства Пензенской области, непосредственно участвующих в управлении строительной отраслью области, а также различных управлений и министерств.

В апреле 2003 года правительством Пензенской области, Национальным агентством прямых инвестиций, Пензенской областной Торгово-промышленной палатой, при поддержке Губернатора области было основано Пензенское агентство инвестиций и развития (ПАИР).

Цель деятельности ПАИР состоит в развитии деловой среды и увеличении притока инвестиций в область.

Функции Пензенского Агентства инвестиций и развития разделяются на следующие группы:

-  Увеличение привлекательности области:

-  Формирование деловой инфраструктуры;

-  Формирование информационных сообществ;

-  Установление межрегиональных и международных связей;

-  Содействие развитию производственного потенциала региона, формирование кластеров.

-  Информационная поддержка предприятий области:

-  Информационное сопровождение регионального бизнеса;

-  Оказание консалтинговых услуг (корпоративные финансы, проектное финансирование, организация нового бизнеса);

-  Содействие привлечению инвестиций.

-  Проведение экономических отраслевых исследований;

-  Коммуникации с международными фондами (например, ЕБРР, Всемирный банк, TACIS, и т.д.) с целью получения грантов для местных проектов;

-  Сопровождение процесса привлечения инвестиций (информационная, организационная, правовая поддержка);

-  Организация работ по составлению кадастра инвестиционных площадок.

-  Развитие человеческих ресурсов:

-  Анализ областей, в которых необходимо повышение квалификации менеджмента региональных компаний;

-  Организация регионального процесса бизнес-образования;

-  Организация тематических тренингов и бизнес-семинаров.

Поскольку большинство инвестиционных проектов в производство предполагают создание новых производственных площадей или реконструкцию старых, то при разработке инвестиционных проектов и предложений необходима консультативная помощь специалистов в области строительства. ПАИР может привлекать таких специалистов со стороны, но очевидно, что наиболее эффективным вариантом будет создание отдельной организации, занимающейся вопросами инвестиций в строительство, то есть Центра инвестиционно-инновационного развития.

Рис. 3.5 Структура взаимодействия субъектов управления инвестиционно-строительной деятельностью в Пензенской области

Структура, цели и задачи Центра инвестиционно-инновационного развития

Основной целью деятельности ЦИИР является содействие строительной отрасли Пензенской области и предприятиям, входящим в нее, в поиске и привлечении инвестиций, в планировании и реализации мероприятий по его развитию.

Задачи ЦИИР:

-  Создание и оценка бизнес-проектов в части, касающейся возведения новых и реконструкции уже имеющихся объектов строительства.

-   Оценка площадок под строительство объектов для реализации инвестиционных проектов.

-  Создание в своей структуре информационного центра с целью сбора и обработки информации, касающейся строительной деятельности в Пензенской области с целью предоставления ее инвесторам.

-  Поиск разработчиков строительных проектов и контроль за ходом создания строительного проекта или части бизнес-проекта, касающейся строительства.

-  Оценка проектно-сметной документации.

-  Поиск подрядчиков для выполнения строительных работ, в том числе проведение для этого тендеров и подрядных торгов.

-  Оценка стоимости строительных предприятий.

-  Проведение обучения и повышение квалификации специалистов в строительной сфере.

-  Проведение научно-практических конференций, симпозиумов, конкурсов, семинаров, лекций и иных мероприятий, в том числе с руководителями строительных предприятий, с целью повышения эффективности руководства, оценки степени готовности строительных предприятий к участию в инвестиционных программах.

-  Участие в разработке и совершенствовании нормативной, методической и методологической базы по привлечению инвестиций в строительную отрасль.

-  Поиск инвесторов в развитие строительной отрасли Пензенской области.

Для выполнения этих функций необходима следующая оргструктура ЦИИР.

Рис. 3.6. Организационная структура Центра инвестиционно-инновационного развития

Деятельность ЦИИР должна быть коммерческой. Прибыль от деятельности данной организации должна формироваться по следующим статьям:

-  Оплата предприятиями консалтинговых услуг, оказываемых ЦИИР.

-  Оплата курсов повышения квалификации, методических семинаров, конференций и пр.

-  Оплата услуг по составлению бизнес-плана (5-10% стоимости бизнес- проекта в случае его реализации или принятия решения о кредитовании) и разработке проектно-сметной документации.

-  Оплата строительными предприятиями услуг по поиску инвестора (порядка 7% от объема требуемых инвестиций).

-  Оплата услуг по подбору инвестиционного проекта для инвестора.

Функции отделов Центра инвестиционно-инновационного развития представлены в табл. 3.2.

Взаимодействие органов региональной власти и ЦИИР заключается в предоставлении заказов на разработку и оценку бизнес-планов инвестиционных проектов, сборе и систематизации информации, касающейся инвестиционно-строительной деятельности в регионе, предоставлении государственных гарантий и Патронажного сертификата Пензенской области участникам инвестиционно-строительной деятельности.

Таблица 3.2

Инвестиционно-информационный отдел

- Осуществление связей с внешней средой.

- Создание бизнес-планов или строительных разделов бизнес-планов.

- Поиск инвесторов для реализации бизнес-проектов.

- Поиск подрядчиков для осуществления строительства.

- Организация конкурсов и подрядных торгов.

- Поиск разработчиков инвестиционных проектов.

- Оценка площадок под строительство.

- Контроль процесса реализации инвестиционного проекта.

-  Сбор и систематизация информации, касающейся инвестиционно-строительной деятельности в регионе, управление информационными потоками.

- Создание Банка инвестиционных и инновационных проектов.

Сметно-экономический

отдел

- Создание сметной документации и технико-экономического обоснования инвестиционно-строительного проекта.

- Проведение семинаров, курсов, лекций, конференций, симпозиумов в области строительства с целью повышения квалификации специалистов строительной сферы.

- Разработка предложений по совершенствованию сметно-нормативной и методической базы в области строительства.

- Оценка строительного бизнеса.

- Оценка сметной документации строительного проекта.

Отдел экспертизы

строительных проектов

- Проведение экспертизы строительной части бизнес-планов.

- Оценка площадок под строительство.

Отдел строительного

проектирования

- Создание строительных проектов.

- Контроль за ходом создания строительных проектов при условии их разработки третьими лицами.

- Создание строительных разделов бизнес-планов за исключением экономической части.

Технический отдел

- Техническое и программное обеспечение деятельности ЦИИР

Бухгалтерия

- Организация и ведение бухгалтерского учета в ЦИИР.

Для эффективной деятельности системы управления необходим комплекс мер, стимулирующий основных участников инвестиционно-строительной деятельности объединяться в систему.

Для инвесторов, обращающихся в ЦИИР с целью выбора инвестиционного проекта, привлекательной является возможность выбора проекта, отвечающего их критериям и запросам.

Мерой для повышения привлекательности объединения строительных предприятий в систему является залогово-гарантийный механизм обеспечения инвестиционной деятельности.

В залогово-гарантийный механизм, являющийся обеспечением инвестиционной деятельности в Пензенской области, входят предоставление государственных гарантий правительством Пензенской области, Залоговый Фонд и Патронажный сертификат Губернатора Пензенской области.

Государственной гарантией Пензенской области является способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого Пензенская область, в лице правительства Пензенской области, гарант, дает обязательство отвечать за исполнение юридическим лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Государственная гарантия предоставляется в письменной форме, в ней предусматривается право гаранта на предъявление регрессных требований к получателю гарантии в случае исполнения государственной гарантии за счет средств бюджета Пензенской области. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается суммой, включающей суммы основного долга и начисленных процентов в соответствии с кредитным договором [41].

Государственная гарантия Пензенской области является привлекательным аспектом для инвесторов. Она должна предоставляться проектам, которые прошли оценку специалистами ЦИИР.

Залоговый фонд создается при министерстве государственного имущества Пензенской области с целью обеспечения прав инвесторов в случае полного или частичного не возврата вложенных средств, либо возникновения кассовых разрывов при погашении обязательств.

Залоговый фонд Пензенской области может формироваться из предметов залога (активов) различных форм собственности: государственной федеральной, государственной областной, муниципальной, частной собственности российских и иностранных юридических лиц [39].

К объектам и правам на них, включаемым в Залоговый фонд, относятся:

-  недвижимое имущество (здания, сооружения, иные вещи, относящиеся к недвижимости);

-  движимое имущество;

-  акции, облигации и другие ценные бумаги;

-  имущественные комплексы;

-  вещные и невещные права на объекты собственности;

-  денежные средства;

-  ценные бумаги и региональные обязательства;

-  валютные ресурсы и золотовалютные ценности, драгоценные металлы и драгоценности;

-  иные активы, которые могут служить предметами залога в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Включение в Залоговый фонд здания или сооружения допускается только с одновременным включением в Залоговый фонд земельного участка (прав на земельный участок), на котором находится это здание или сооружение, либо части этого участка, функционально обеспечивающей объект.[39]

Формирование Залогового фонда Пензенской области осуществляется:

1)  из предметов залога федеральной собственности – с согласия федеральных органов исполнительной власти;

2)  из предметов залога областной собственности – в порядке, установленном федеральным и областным законодательством;

3)  из предмета залога муниципальной собственности – на основе договора между органами муниципального управления (местного самоуправления) и правительством Пензенской области;

4)  из предметов залога собственности юридических лиц – на основе договора передачи прав между юридическими лицами и правительством Пензенской области;

5)  из предметов залога частной собственности – на основе договора передачи прав между физическими и юридическими лицами и правительством Пензенской области;

6)  из предметов залога международной собственности – на основе договора между юридическими и физическими лицами – нерезидентами и правительством Пензенской области.

Формирование Залогового фонда осуществляется таким образом, чтобы общая стоимость включенных в него имущественных объектов и прав на них давала возможность обеспечить государственные гарантии области в реализации планов социально-экономического развития области.

Возможность внесения залога из Залогового фонда предоставляется строительным предприятиям, реализующим инвестиционные проекты ЦИИР.

Патронажный сертификат – документ, выдаваемый Губернатором Пензенской области и предоставляющий особые льготные условия для инвестиционного проекта при его оформлении и продвижении. Для получения Патронажного сертификата претенденты участвуют в конкурсе [66].

Для участия в конкурсе претендент подает письменное заявление с просьбой предоставить его инвестиционному проекту Патронажного сертификата. К заявке прилагается бизнес-план инвестиционного проекта.

Проекты, имеющие высокие значения показателей экономической эффективности инвестиций и отвечающие приоритетным направлениям, рекомендуются к получению Патронажного сертификата.

Окончательное решение о выдаче Патронажного сертификата принимается Губернатором Пензенской области.

Инвестиционным проектам, получившим Патронажный сертификат Губернатора Пензенской области, предполагаются следующие льготы:

-  неизменность экономических стартовых условий на время внедрения проекта.

-  Установление норм ускоренной амортизации на оборудование, использование которого предусмотрено инвестиционным проектом.

-  Предоставление юридическим и физическим лицам, получившим Патронажный сертификат, права на первоочередное прохождение соответствующих согласующих инстанций в государственных органах исполнительной власти и 50-процентную скидку при оплате предоставленных ему услуг, в том числе на разработку, экспертизу и продвижение инвестиционного проекта.

Прекращение действия Патронажного сертификата осуществляется по следующим основаниям: срока действия Патронажного сертификата инвестиционного проекта; нарушение условий, заложенных в инвестиционном проекте, получившем Патронажный сертификат, при его внедрении, выявлении обстоятельств, делающих нецелесообразным дальнейшую реализацию проекта.

Строительные предприятия, пользующиеся услугами ЦИИР, получают приоритет при выдаче Патронажного сертификата.

Таким образом, строительные предприятия, обратившиеся в ЦИИР с целью поиска инвестора, теряют 7% стоимости инвестиционного проекта в качестве оплаты услуг Центра, но эта сумма компенсируется за счет экономии на затратах на реализацию проекта за счет предоставления льгот, предусмотренных Патронажным сертификатом.

Создание Центра инвестиционно-инновационного развития позволит оптимизировать инфраструктуру управления строительным комплексом и повысить качество строительных инвестиционных проектов.

Эффектом для региональных органов власти от создания в области системы управления будет развитие СК, эффективная социальная политика, как следствие, повышение инвестиционной привлекательности области и развитие территории.

Предыдущая


Copyright © 2007-2019, Недвиговка.Ру