Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля


Б.Б. Хрусталев, Ю.С. Артамонова, А.А. Еремкин, И.В. Сироткин
Экономика, организация и управление предприятиями строительного комплекса

Учебное пособие. Пенза: ПГУАС, 2006

Предыдущая

3. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

3.1. Принципы и подходы к созданию системы управления региональным строительным комплексом

Эффективное управление строительством в целом или отдельным его предприятием предполагает создание системы, воздействующей на управляемую подсистему и предполагающей создание организационной структуры, позволяющей соблюсти интересы всех участников производства: государственных, личных, общественных.

В широком понимании система (от гр. systema – целое, составленное из частей, соединение) — множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование [26, c. 371].

Система управления экономикой – совокупность увязанных, согласованных методов и средств управления экономикой, хозяйством, используемых органами управления, управленческим аппаратом. Система управления экономикой представляет иерархическую структуру, разделенную на уровни. Система управления экономикой страны разделяется на территориальные и отраслевые системы (подсистемы второго уровня), которые в свою очередь включают локальные системы управления предприятиями, организациями, фирмами. В функциональном отношении система управления любого уровня включает в качестве составных частей системы прогнозирования, экономического анализа, планирования, организации, оперативного регулирования, учета, контроля [26, с. 622].

Управление состоит в воздействии управляющей системы (субъекта управления) на управляемую (объект управления), между которыми существует прямая и обратная связь. При этом под прямой связью понимается поток управляющей информации (управляющие воздействия), а под обратной связью – поток информации о состоянии объекта управления (текущие значения его переменных параметров).

В теории систем принято выделять две основные категории:

 закрытые системы – имеют жесткие фиксированные границы, являются самообеспечивающимися, самодостаточными, не (относительно) зависят от среды, окружающей систему;

 открытые системы – не имеют жестких границ, находятся в постоянном взаимодействии с внешней средой, как правило, имеют механизмы адаптации к изменениям в окружении.

Строительный комплекс является открытой системой. В общем плане модель СК как открытой системы состоит из трёх элементов:

входы – все, что комплекс потребляет из внешней среды: материальные, финансовые, трудовые и информационные ресурсы;

преобразования – система переработки входов, которая непосредственно зависит от эффективности управления;

выходы – результат переработки входов, который может выражаться в конечной продукции (услугах), прибыли, социальном взаимодействии, доле рынка, капитализации, росте и развитии СК и т.п. [168].

Управлением строительством называется:

-  воздействие системы управления на управляемую подсистему, обеспечивающее ввод в действие строящихся объектов с наименьшими затратами труда, материальных, денежных ресурсов и при надлежащем качестве строительства;

-   процесс воздействия системы управления на управляемую подсистему для достижения определенных народнохозяйственных целей;

-   выработка и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект (систему), включающие сбор, передачу и обработку необходимой информации, формирование, принятие и реализацию решений, необходимых для достижения целей.

С точки зрения управления строительный комплекс представляет собой систему, состоящую из технических, экономических и социальных организационно связанных между собой элементов, и подразделяется на две крупные подсистемы — управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления), которые связаны информационными каналами. Управляемая подсистема — это внутренняя структура строительного производства, которая в свою очередь, представляет собой единство технических, технологических, организационных, экономических элементов и связей между ними. При этом каждый объект управляемый, но лишь в единстве и во взаимосвязи всех составляющих этого объекта [163]. Управляющей подсистемой в данном случае является организационная структура управления инвестиционно-строительной деятельностью. Управляемой подсистемой является предприятие строительного комплекса.

Подсистемами называются крупные составляющие сложных организаций, выполняющие определенную функцию.

Управление является одним из основных факторов повышения эффективности строительного производства и выступает как организующее начало во всей совокупности факторов повышения эффективности производства. Через управление реализуется целенаправленное воздействие на строительные предприятия и их трудовые коллективы. Управление трансформирует на производство воздействие таких факторов, как организация производства и труда, подбор техники, использование достижений НТП, развитие социальных мероприятий. При управлении следует стремиться создать такую структуру, которая позволит наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы и мощности, сможет гибко реагировать на изменения в экономике, а также будет способствовать опережению нынешнего уровня строительного производства и ускорению в нем реализации прогрессивных тенденций [48, c. 103].

Одной из основных проблем эффективного управления инвестиционно-строительной деятельностью является отсутствие единого информационного поля в регионе, обеспечивающего эффективность осуществления процессов внутри комплекса. Необходимо формирование внутри системы управления СК информационной системы, открывающей доступ к информационным ресурсам любому участнику СК.

Под системой управления, в общем смысле, понимается такая система, в которой реализуются функции управления. Элементами такой системы, прежде всего, должны выступать: процессы, наличие цели, общая модель, объект и субъект управления, принципы управления, содержание (функции) управления, методы воздействия на процессы, средства воздействия.

Принципами функционирования системы управления будут выступать системность, комплексность, эффективность, оперативная обратная связь, конкретность, динамичность, устойчивость, непрерывность и обязательная взаимосвязь с интересами участников [168].

Содержание управления можно рассматривать по функциям и по процессам.

 По функциям это, прежде всего: а) планирование и прогнозирование, б) организация деятельности, в) координация и регулирование системы управления, г) мотивация деятельности комплекса, д) стимулирование развития комплекса, е) учет, анализ и контроль деятельности.

Методы управляющих воздействий в системе управления развитием предусматриваются следующие: организационные, экономические, социальные.

Средствами обеспечения управляющих воздействий на строительный комплекс будут выступать: научно-методическое и нормативно-методическое обеспечение функций управления; подготовка кадров управления создаваемой структурой с учетом специфики решаемых задач; подготовка предприятия и формальных участников к внедрению и адаптации системы управления созданного комплекса; создание внутри комплекса соответствующей экономической среды [70, с. 81].

При управлении строительным комплексом необходимо добиться максимального соответствия объекта и субъекта управления, и, как следствие, — повышения эффективности строительного производства, увеличения ввода в эксплуатацию строительных объектов и мощностей, следовательно, улучшения социального положения населения [77, с. 89].

Управление строительным комплексом должно осуществляться на региональном уровне региональными органами власти, на уровне комплекса – руководящими органами корпораций, объединений и союзов, на отраслевом уровне – руководством предприятий комплекса.

Основная задача регионального органа управления СК в современных условиях – это создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных строительных рынков, в том числе и рынка недвижимости, основанных на учете как федерального хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических).

Применительно к строительству региона это может означать:
активное влияние на процесс формирования производственной структуры и инфраструктуры управления СК региона;
формирование и проведение активной градостроительной политики в регионе; создание благоприятных условий для формирования регионального строительного комплекса, его состава и структуры как технологической, так и по формам собственности на средства производства; активное формирование инвестиционной политики на территории региона. Региональные органы правления СК могут иметь форму департамента, министерства, управления и пр.

Здесь разумно воспользоваться опытом зарубежных стран. Особенностью большинства стран Европы является относительно небольшие их размеры по сравнению с Россией, поэтому говорить приходится не о региональных строительных комплексах, а о строительном комплексе страны. Кроме того, наличие в стране природных ресурсов обуславливает определенную специфику структуры СК.

В Великобритании ведущую роль в государственном регулировании строительства и реализации инвестиционных программ играет Министерство строительства и общественных работ, в Канаде — Федеральное министерство государственного строительства, Совет по развитию строительной индустрии, Канадский государственный совет по вопросам спецификации и др. Местные органы управления в провинциях Канады имеют, кроме того, местные агентства, специализирующиеся на вопросах безопасности, охраны окружающей среды при ведении строительных работ и др.

Система государственного развития и управления строительством в Германии имеет децентрализованную структуру, включающую, кроме федеральных органов, также и органы земель, местного самоуправления, которые наряду с прочими проблемами занимаются и вопросами строительства. В число федеральных органов, занимающихся регулированием и реализацией инвестиционных программ в строительстве, входят межведомственный Комитет по строительству и Комитет по строительству в землях (районах), Министерство строительства, планирования, жилищного и городского хозяйства [67, с. 77].

Так, в строительной отрасли США роль регулирующего в государственном масштабе органа выполняет созданное в 1965 г. Министерство жилищного строительства и городского развития, задачей которого является координация строительства объектов, реализация инвестиционных программ, финансируемых из федерального бюджета, а также строительства частных жилых домов, кредитуемых из этого бюджета [67 , с. 78].

Большое влияние в регулировании строительной деятельности на уровне комплекса в развитых странах оказывают различные ассоциации и объединения. Например, в США за счет отчислений строительных фирм созданы Корпус военных инженеров, Ассоциация американских генеральных подрядчиков, Ассоциация американских архитекторов, Американское общество инженеров гражданского строительства и др.; в Великобритании — Федерация подрядчиков по гражданскому строительству, Национальная федерация предпринимателей в строительстве, Федерация зарубежного строительства и др.; в Японии — Японское общество инженеров гражданского строительства, Ассоциация генеральных подрядчиков и др.; в Канаде — Центральная корпорация недвижимого имущества, зданий и сооружений; в Германии — Центральный союз строительства, Главный союз стройиндустрии, Союз специализированных субподрядчиков и прочие. Эти объединения разрабатывают и издают различные нормативные документы, инструкции и положения, рекомендации, пропагандируют передовой опыт, организуют семинары, симпозиумы и конференции, школы и курсы повышения квалификации, выступают в роли консультантов правительственных органов, выпускают специальные журналы [67, с. 78]. Применение зарубежного опыта позволяет эффективно сформировать систему управления СК только при условии его адаптации к российским условиям.

При интеграции строительных фирм России существенную роль играют имущественные связи. Управляемость развития таких групп поддерживается тем, что контрольный пакет акций участников группы либо распределен среди них, либо принадлежит ведущей компании в группах холдингового типа. Однако строительные фирмы могут группироваться и без опоры на эти связи. Это так называемая интеграция в форме индустриальных сетей («industrial networks», или СИО) [13].

Сети СИО, как и вышеназванные корпоративные структуры, сочетают элементы рынка и иерархической координации действий. Но на первый план в сетевой организации выходят кооперационные и информационные связи, а имущественные связи могут присутствовать в форме долевого участия. Примечательно то, что входящие в СИО организации сохраняют свою автономность, но через вхождение в эту группу: активизируется появление новых управленческих идей и решений; ослабляется сдерживающее влияние межорганизационной и внутрифирменной субординации на реализацию этих идей и формирование необходимых связей.

Помимо СИО практикуется объединения предприятий в различные объединения, не имеющие общих имущественных интересов. Такие объединения зачастую носят координационный и консультативный характер.

Сам факт объединения различных по форме собственности, масштабам и характеру деятельности структур в единую группу или СИО свидетельствует о том, что на современном этапе развития региональных СК идет интенсивная внутренняя структурная перестройка строительной отрасли в направлении создания принципиально новых организационных форм, адекватных условиям рыночного хозяйствования, что приводит к постоянному изменению системы управления во времени [13].

Следствием этого является необходимость постоянного контроля над изменениями внешней среды и адаптация существующей системы управления к новым условиям. Данная система управления позволит строительному комплексу развиваться по варианту V–4.

Эта система должна базироваться на основополагающих принципах [53, с. 48], скорректированных с учетом специфики строительного комплекса.

1.   Принцип пообъектного управления. Основным объектом управления должны стать взаимосвязанные подсистемы, основу которых составляют единицы (объекты) – предприятия, объединенные единой территорией (находящиеся в одном регионе, области), спецификой производства и др. признаками, объединяющими предприятия и организации в подсистемы.

2.   Принцип целенаправленности управления. Применительно к каждой подсистеме должна быть определена цель, достижению которой она служит. Эта цель должна иметь количественное выражение, позволяющее оценить результаты деятельности по достижению. На основании мониторинга рынка, потребностей комплекса, анализа внешней, внутренней среды и объекта управления применительно к каждому объекту управления должен разрабатываться перечень мероприятий – программ, обеспечивающих максимально эффективное достижение поставленных целей и задач. Программы управления объектами системы должны содержать экономически обоснованные показатели текущего и среднесрочного планирования, финансовых, экономических и других результатов.

3.   Принцип экономической обоснованности управленческих решений. Управленческие решения должны приниматься в соответствии с четко выраженными критериями на основании достоверной и всесторонней информации о состоянии объекта управления. Применительно к строительному комплексу это означает, что формирование и функционирование системы управления должно осуществляться после полного анализа деятельности СК и входящих в него предприятий, включающего в себя систему технико-экономических и финансовых показателей, отражающих состояние и основные тенденции развития комплекса.

4.  Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования. Система управления должна обеспечить наиболее эффективную деятельность составляющих СК, т. е. наиболее разумное использование, позволяющее достичь поставленных целей.

5.   Принцип единства системы управления. Модель системы управления должна строиться на основе единства следующих элементов:

-  Сформулированные цели и поставленные задачи.

-  Анализ наиболее эффективного использования элементов системы управления.

-  Формирование центров ответственности за управление, контроль за их деятельностью.

-  Использование учета и отчетности для оценки результатов управления.

-  Принятие обоснованных управленческих решений на основе различных мониторингов, анализа статистической и бухгалтерской отчетности.

6.   Принцип комплексности управления результатами деятельности. Деятельность по управлению строительным комплексом предполагает систематическое принятие решений, направленное на достижение поставленных целей, и его корректировку в соответствии с полученными результатами.

Согласно системной модели организации Джейма Клоусона можно выделить шесть основных подсистем, необходимых для выживания и развития открытой системы. Применительно к строительному комплексу эта модель будет выглядеть следующим образом:

 подсистема управления является органом, формулирующим цели, планы и средства контроля. Она отражает роль руководителей исполнительного уровня и представляет собой группу субъектов органов государственной власти;

 подсистема адаптации отслеживает экономическую обстановку. Эта подсистема обеспечивает также соответствие строительной продукции меняющейся ситуации на рынке, а, следовательно, выживание. Это различные информационные, консалтинговые, аналитические центры;

 подсистема контроля поступлений в СК контролирует приток ресурсов - того, чем "питается" организация. К функциям этой подсистемы относятся обучение и повышение квалификации кадров, обеспечение строительного производства сырьем и т.д. Это различные учебные центры, ВУЗы, ССУЗы, различные источники сырья, предприятия отрасли ПСМ;

 подсистема производства преобразует то, что поступает в СК, в строительную продукцию. Эту функцию выполняют строительно-монтажные организации;

 подсистема контроля оттоков связана с распределением строительной продукции. К ней относятся маркетинговые группы на строительных предприятиях, агентства поддержки бизнеса, органы управления – инициаторы проектов и т.д.;

 подсистема поддержки старается обеспечить эффективную совместную работу других подсистем: она поддерживает равновесие в комплексе, координируя все осуществляемые действия. Это различные агентства и центры поддержки инвестиций.

Одной из основных проблем эффективного управления инвестиционно-строительной деятельностью является отсутствие единого информационного поля в регионе, обеспечивающего эффективность осуществления процессов внутри СК. Таким образом, необходимо формирование внутри системы управления СК информационной системы, открывающей доступ к информационным ресурсам любому участнику СК.

В связи с тем, что развитие СК – важное направление региональной инвестиционной стратегии, необходимо создать структуру в составе органов власти, занимающуюся координацией инвестиционно-строительной деятельности. В настоящее время существующая структура власти не в состоянии самостоятельно заниматься проблемами инвестиционно-строительной деятельности с максимальной эффективностью и привлекает для этого независимых экспертов со стороны.

Поэтому имеет смысл создание отдельного органа, занимающегося вопросами эффективной организации инвестиционно-строительной деятельности путем аккумуляции различного рода ресурсов и перераспределения их с целью достижения максимального эффекта. Данная структура должна быть самостоятельной, независимой. Деятельность этой структуры должна носить коммерческий характер. Эту структуру условно можно назвать Центр инвестиционно-инновационного развития (ЦИИР).

На рис. 3.1. представлена схема взаимодействия основных участников инвестиционной деятельности (с ЦИИР).

Целью создания ЦИИР является организация и управление инвестиционно-строительной деятельностью в регионе.

Для этого ЦИИР концентрирует в себе, создает и осуществляет оценку инвестиционных предложений в виде бизнес-планов.

Эти инвестиционные проекты могут инициироваться тремя уровнями: федеральным в виде федеральных программ, региональным в виде инвестиционных программ регионального значения и частными лицами в виде отдельных инвестиционных проектов.

Рис. 3.1. Основные участники инвестиционно-строительной деятельности и их взаимодействие

ЦИИР оптимизирует систему организации и управления реализацией инвестиционного проекта путем выявления дополнительных резервов на отдельных звеньях цепи денежно-материальных потоков, таких, как сокращение затрат на поиск подрядчика для реализации проекта, нахождение новых рынков сбыта строительной продукции, аккумуляция ресурсов нескольких подрядчиков для повышения качества произведенной продукции и сокращения сроков строительства. Также ЦИИР способствует эффективной работе залогово-гарантийного механизма, если таковой существует в регионе. На рис. 3.2 показан процесс взаимодействия участников инвестиционного проекта при его реализации.

Система государственной власти через ЦИИР взаимодействует с каждым предприятием строительного комплекса, образуя таким образом множество связей с СК. Наличие большого количества связей не позволяет строительному комплексу использовать накопленный потенциал, таким образом, снижается эффективность реализации инвестиционной стратегии.

Поэтому необходимо уменьшать число связей путем объединения строительных предприятий в различные ассоциации, союзы и пр.

В результате такого объединения снижается число вертикальных связей между органами государственной власти и строительными предприятиями, что позволяет использовать накопленный потенциал СК, снижать риски, получать достоверную информацию в нужном объеме, оперативно реагировать на различные негативные тенденции и ситуации, возникающие в процессе инвестиционно-строительной деятельности.

Рис. 3.2. Взаимодействие участников инвестиционного проекта при его реализации

Таким образом, систему управления предприятиями СК можно представить в виде схемы с учетом сторон инвестиционно-строительной деятельности (рис. 3.3.) и как систему стратегического управления по подсистемам строительной сферы (рис.3.4).

Для реализации инвестиционных проектов ЦИИР осуществляет поиск подрядчика, то есть строительной организации, путем проведения подрядных торгов, аукционов.

Рис. 3.3. Система стратегического управления строительной сферой

Рис. 3.4. Система управления предприятиями строительного комплекса по подсистемам

Потенциальные победители конкурса должны отвечать ряду критериев, необходимых для эффективного осуществления инвестиционных проектов. Таким критерием может служить инвестиционная привлекательность предприятия строительного комплекса.

Система государственной власти через ЦИИР взаимодействует с каждым предприятием строительного комплекса, образуя таким образом множество связей с СК. Наличие большого количества связей не позволяет комплексу использовать накопленный потенциал, таким образом, снижается эффективность его развития.

Поэтому необходимо сокращать число связей путем объединения строительных предприятий в различные ассоциации, союзы и пр., что позволяет использовать накопленный потенциал СК, снижать риски, получать достоверную информацию в нужном объеме,

оперативно реагировать на различные негативные тенденции и ситуации, возникающие в процессе инвестиционно-строительной деятельности.

Каждый из трех уровней иерархии управления обладает своей внутренней средой – микросредой, причем микросреда одного уровня будет являться макросредой для нижестоящего уровня. На данный момент макросреда для второго и третьего уровней – негативная в связи с отсутствием устойчивых интегративных связей между этими уровнями. Развитие должно идти в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Развитие в горизонтальном направлении для уровня предприятия – это создание отраслевого кластера. Для корпоративного уровня – объединение в холдинги, корпорации, союзы, ассоциации и пр., создание межотраслевого кластера. Для управленческого уровня акцент должен быть сделан на развитие вертикального направления – укрепление интегративных связей путем создания системы управления СК. Таким образом, необходимо создать такую структуру системы управления, которая позволит наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы и мощности, сможет гибко реагировать на изменения в макросреде комплекса.

Инвестиционная привлекательность предприятия – это уровень удовлетворения финансовых, производственных, организационно-управленческих и других требований или интересов инвестора по конкретному предприятию, которое может определяться или оцениваться значениями соответствующих показателей, в том числе интегральной оценки.

Для определения инвестиционной привлекательности была использована методика интегральной оценки инвестиционной привлекательности предприятия, разработанная в целях определения интегрального показателя инвестиционной привлекательности предприятия. Сущность данной методики приведена в Приложении 6.

В экономическом развитии строительного предприятия можно выделить четыре зоны по уровню инвестиционной привлекательности под влиянием региональных и отраслевых факторов (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Основные ситуации экономического развития предприятия

Организационно-экономическая ситуация

А1

А2

А3

А4

Интервальное значение интегрального показателя инвестиционной привлекательности

0,75-1

0,5-0,75

0,25-0,5

0,03-0,25

Характеристика уровня инвестиционной привлекательности предприятия

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Отсутствие использования

Далее методом аналитической оценки выбирается предприятие, которое получает тендер на осуществление строительного производства в процессе реализации инвестиционного проекта. Очевидно, что приоритет отдается предприятию, интегральный показатель которого приближен к верхней границе среднего уровня инвестиционной привлекательности, т.е. 0,75.

Система управления предприятиями строительной сферы обеспечивает оптимизацию денежно-материальных и информационных потоков в строительстве, снижая уровень потерь на различных этапах инвестиционно-строительного процесса и обуславливая возникновение интегрального эффекта от деятельности предприятий.

Предыдущая


Copyright © 2007-2019, Недвиговка.Ру