Л.М. Яо
Социальная экология
Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. – 280 с.
Тема 2. Предметная область социальной экологии, ее основные задачи, принципы и функции
2.1. Зарождение социальной экологии, ее объект, предмет и структура
Термин «экология» был предложен немецким естествоиспытателем
Эрнстом Геккелем в работах «Всеобщая морфология организмов» (1866г.) и
«Естественная история миротворения» (1868г.). Экология, считал Э.Геккель, - это
наука о доме (эйкос – жилище, убежище), под которым он подразумевал планету
Земля – общий дом всех живых существ; она должна изучать общие отношения живых
существ к неорганической и органической среде, их дружественные и враждебные
отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые и
непрямые контакты, в те отношения, которые Ч.Дарвин называл борьбой за
существование. Сегодня экологией считают науку, изучающую условия существования
живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, где они обитают.
Экологические взаимодействия происходят на уровне
клетки, организма, популяции, биоценоза, экосистемы и биосферы. Рассмотрение
экологического взаимодействия на социальном уровне начинается с анализа
взаимодействия отдельного индивида как представителя человеческого вида с
внешней средой (воздействие на человеческий организм климатических,
геофизических, геохимических, биологических факторов) и заканчивается
рассмотрением воздействия человека и общества на окружающую среду. Выявление
места человека в экосистеме составляет центральную проблему экологического
знания. Основополагающими здесь являются знания о здоровье человека и
определяющих его экологических факторов. Изучение влияния человечества на
биосферу показывает, как по мере развития науки менялась интерпретация
основного экологического отношения – «организм – среда». Высшим уровнем
экологического взаимодействия является отношение в системе «общество –
природа». Изучение этих отношений началось в 20-е годы ХХ века. В начале века
векторы двух типов развития – социального и естественного – постепенно
расходились и привели к возникновению базисных противоречий современного
общества. К ним относятся: противоречие между темпами искусственного
преобразования окружающей среды и ее адаптационными способностями; между
стремлением к высокому уровню жизни и возможностями обеспечить их за счет
природных ресурсов; между затратной экономикой и ограниченными природными
ресурсами; между темпами технического и социального прогресса; между
технологическим могуществом и духовным обнищанием общества.
Социальная экология появилась в 20-е годы как ответ на
возникшие экологические проблемы и соединила естественно-научное и гуманитарное
знание. Бурная индустриализация и урбанизация привели к высокому уровню
преобразования естественной среды в искусственную – достаточно сказать, что
в1900 году в мире было 15 городов с населением более 1 миллиона, а к 1950 – уже
71. Каждый город представляет собой искусственную среду, созданную могуществом
человеческого разума. Великий русский ученый В.И.Вернадский в 30-е годы назвал
человечество «новой геологической силой». Социальная экология возникла как
мировоззренческая наука, как социально-философская идея гармонии между природой
и обществом. Она направлена на преодоление исторически сложившегося разрыва
между общественными и естественными науками, поскольку решаемые ею задачи
относятся к наиболее универсальным за все время существования научного знания.
Объектом социальной экологии выступает социоэкосистема, в которой общество и
природа рассматриваются как среда обитания биосоциального существа – человека.
Предметом социальной экологии являются законы взаимодействия общества и
природы, механизмы снижения загрязнения окружающей природной среды, поддержания
экологического равновесия, правовые, социокультурные условия устойчивого
развития. Цель социальной экологии – оптимизировать совместное развитие
(коэволюцию) общества и природы через изменение системы ценностей, интересов и
потребностей людей.
Социальная экология включает:
· экологию человека – изучает изменения в окружающей среде, вызванные
деятельностью человека, и их последствия для здоровья людей;
· экологию города – изучает взаимоотношения общества и природы в
урбанизированной среде;
· экологию культуры – изучает способы адаптации общества к окружающей
природной среде;
· экологию загрязненной среды – изучает взаимоотношения живых организмов
в загрязненной среде;
· демэкологию – изучает влияние экологических факторов на
демографическую ситуацию;
· экологическую этику – изучает нравственные основания отношения
человека к природе;
· экологическую философию – изучает проблемы познаний людей в сфере
взаимоотношений с природой, вопросы сотворения мира; экофилософия опирается как
на рациональные, так и иррациональные источники знаний о природе.
|