Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева, О.С. Шорина, Н.Д. Эриашвили, Ю.Г. Юровицкий, В.А. Яковлев
Экология и безопасность жизнедеятельности
Учебное пособие для вузов / Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 447 с.
Раздел 5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Глава 26. Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности
26.2. Правовые и организационные аспекты обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях
Современные социально-экологические условия характеризуются
наличием определенных и устойчивых объективных тенденций углубления
экологических последствий чрезвычайных ситуаций. Основным источником
экологического неблагополучия являются аварии и катастрофы, сопровождающиеся
выбросами и сбросами загрязняющих химических, радиоактивных, биологических
веществ и материалов в окружающую среду, а также различные природные процессы и
явления – наводнения, ураганы, бури, тайфуны, смерчи, сильные, особо
длительные, дожди, землетрясения, оползни, обвалы и др.
В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы:
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной
безопасности населения», «Об использовании атомной энергии». Порядок действия в
чрезвычайных ситуациях отражен также и в ст. 56 и 88 Конституции РФ.
Разрабатывается ряд федеральных целевых программ,
направленных на предупреждение и подготовку к ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций. Принципиальная особенность создаваемой защиты населения состоит в
сосредоточении усилий на предупреждении их возникновения и развития, снижении
размеров ущерба и потерь, ликвидации последствий.
Далее рассмотрим последовательность действий органов
управления РФ в чрезвычайной ситуации (организационные основы).
Президент РФ вводит при возникновении чрезвычайной ситуации
(ЧС) в соответствии со ст. 56 и 88 Конституции России на территории страны или
в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, принимает решение о
привлечении при необходимости ликвидации ЧС Вооруженных сил РФ, других войск и
воинских формирований.
Федеральное Собрание РФ утверждает бюджетные ассигнования на
финансирование деятельности и мероприятий в указанной области.
Правительство РФ издает постановления и распоряжения в
области защиты населения и территорий, определяет задачи, функции, порядок
деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в
области защиты населения и территорий, осуществляет руководство Единой
государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией последствий
чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения,
определяет порядок привлечения войск Гражданской обороны РФ к ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, а также выполняет ряд других функций.
Органы государственной власти субъектов Федерации
осуществляют подготовку и готовность необходимых сил и средств для защиты населения
и территорий, обучают население способам защиты и действиям в указанных
ситуациях, принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий,
обеспечивают их проведение, организуют и проводят аварийно-спасательные и
другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их
проведения и др.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют
подготовку и готовность необходимых сил и средств для защиты населения и
территорий, обучают население способам защиты и действиям в чрезвычайных
ситуациях, создают резервы финансовых и материальных ресурсов и т.д.
Для осуществления государственного управления и координации
деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты
населения и территорий создается специально уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти, который создает подведомственные ему территориальные
органы.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций возложена на:
§
службы экстренной помощи и службы ликвидационной помощи Минздрава
РФ;
§
службы экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений
Минсельхозпрода;
§
всероссийские службы медицинских катастроф;
§
оперативную группу постоянной готовности и противолавинную службу
Росгидромета;
§
службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД;
§
формирования гражданской обороны;
§
подразделения поисково-спасательных служб Министерства по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий РФ (МЧС РФ);
§
соединения и воинские части химических и инженерных войск
Вооруженных Сил;
§
службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов
Гражданской авиации Минтранса России;
§
восстановительные и пожарные поезда;
§
аварийно-спасательные службы министерств и ведомств.
|