Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева, О.С. Шорина, Н.Д. Эриашвили, Ю.Г. Юровицкий, В.А. Яковлев
Экология и безопасность жизнедеятельности
Учебное пособие для вузов / Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 447 с.
Раздел 5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Глава 26. Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности
26.1. Основные законодательные документы
Правовые вопросы безопасности труда обеспечивает Конституция
страны, которая гарантирует права граждан на труд, отдых, охрану здоровья,
материальное обеспечение в старости, в случае болезни, при полной или частичной
нетрудоспособности. В 1970 г. были приняты «Основы законодательства Российской
Федерации о труде», которые пересматривались в 1990 г. Во многих статьях этого
документа отражены вопросы создания безопасных условий труда: режимы труда и
отдыха при проведении различных работ, гарантии и компенсации для трудящихся во
вредных условиях, особенности использования труда женщин и молодежи,
компенсации в связи с несчастными случаями, контроль и надзор за соблюдением
законодательства о труде и ряд других.
В действующий в настоящее время «Кодекс законов о труде РФ»
(КЗоТ РФ) включены основные требования, направленные на создание здоровых и
безопасных условий труда.
В 1993 г. в нашей стране введены «Основы законодательства
Российской Федерации об охране труда», которые устанавливают гарантии
осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок
регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и
работниками на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм
собственности. Этот документ направлен на создание условий труда, отвечающих
требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности и в связи с ней.
В ст. 1 рассматриваемого документа приводится определение
термина «охрана труда». Охрана труда – система обеспечения безопасности
жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая
правовые, социально-экономические, организационно-технические,
санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.
В ст. 3 «Основ законодательства...» также указывается, что
главной задачей государственной политики в области охраны труда является
признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к
результатам производственной деятельности предприятия. Указывается также, что
каждый работник имеет право на охрану труда, которую гарантирует государство в
лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственное
управление охраной труда заключается в реализации основных направлений
государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и
иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам
производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам
здоровье и безопасные условия труда (ст. 7). В «Основах законодательства РФ об
охране труда» также перечислены права и обязанности работников и работодателей
по обеспечению охраны труда на предприятиях, рассмотрены вопросы обучения и
инструктирования работников в области охраны труда, приведены сведения о
финансировании указанных мероприятий и фондах охраны труда. Кроме того, в ряде
статей этого документа представлены сведения об ответственности предприятий и
работодателей за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных
условий труда, указано, как должны осуществляться надзор и контроль за
соблюдением законодательства об охране труда, а также рассмотрен ряд других
моментов.
Правовые вопросы природопользования регламентируются как
Конституцией РФ (ст. 9, 36, 42, 58, 72), так и рядом федеральных законов, среди
которых прежде всего следует указать Гражданский, Земельный и Водный кодексы
РФ, законы: «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды» и др.,
соответствующие нормативные акты Президента и Правительства РФ, субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В качестве примеров рассмотрим правовые основы охраны
атмосферного воздуха, правовые режимы водо- и недропользования, а также
правовую основу охраны земель.
Атмосферный воздух – один из основных жизненно важных
компонентов окружающей среды. Состояние воздушной среды напрямую связано с
жизненными интересами людей. Качество воздуха непосредственно влияет на здоровье
человека, продолжительность его жизни, а также на состояние других элементов
окружающей среды, в особенности растительного и животного мира.
Основной законодательный акт, наиболее полно регулирующий
общественные отношения в этой области, – Закон «Об охране атмосферного
воздуха». В нем изложены основные положения по охране воздушного бассейна от
загрязнения и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействий по
предотвращению истощения кислородных запасов, рациональному использованию воздуха
в хозяйственных целях и др.
В этом законодательном акте подробно изложены вопросы
нормирования ПДК загрязняющих веществ в атмосфере, предусмотрен разрешительный
порядок выбросов загрязняющих веществ и других негативных воздействий на
воздушную среду, включая воздействие на погоду и климат. Ряд разделов Закона
посвящен государственному контролю в области охраны атмосферного воздуха и
ответственности должностных лиц и граждан страны за нарушения воздухоохранного
законодательства.
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в
том числе и за соблюдением воздухоохранного законодательства, осуществляется
органами местного самоуправления и специально уполномоченными на то
государственными межведомственными органами. Его основная задача – обеспечение
строгого выполнения всеми министерствами, комитетами, предприятиями и другими
органами, а также должностными лицами и гражданами требований воздухоохранного
законодательства.
Основополагающим правовым актом водного законодательства
является Водный кодекс РФ. Он регулирует водные отношения путем установления
правовых основ использования и охраны водных объектов. Кроме того,
водопользование осуществляется в соответствии с законодательством о природных
лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местах и курортах. Общие
экологические требования к водопользованию отражены в Федеральном законе «Об
охране окружающей природной среды». Значительное число подзаконных правовых
актов о водопользовании принято Правительством РФ.
Водное законодательство предусматривает систему мер по
охране водных объектов от загрязнения, засорения, истощения водных источников,
а также предотвращению вредного воздействия вод вследствие наводнения, водной
эрозии, развития оползней[62]
и др. Этим вопросам посвящена гл. 11 Водного кодекса РФ, в которой изложены
общие требования к охране водных объектов, сведения о нормативах предельно
допустимых воздействий на водные объекты и водоохранные зоны. Подчеркивается,
что при использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны
осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические,
гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных
объектов. При проведении хозяйственной деятельности человека, в том числе и при
внедрении в производство новых технологических процессов, необходимо учитывать
их влияние на состояние водных объектов и окружающей природной среды в целом.
Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем
экологическим требованиям, создаются водоохранные зоны. Это территории,
примыкающие к акватории водного объекта, на которых устанавливается специальный
режим использования и охраны водных ресурсов, а также осуществления иной
хозяйственной деятельности.
В пределах водоохранных зон устанавливаются
прибрежные защитные полосы, где запрещается раскопка земель, рубка и корчевка
леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность.
Порядок установления размеров и границ водоохранных зон, их прибрежных защитных
полос, а также режим их использования устанавливаются Правительством РФ. В
целях охраны водных объектов предусмотрено установление и иных зон: санитарной
охраны, чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных
объектах. К последним относятся такие, где в результате хозяйственной
деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью
людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды.
Правовая охрана почв и земельных ресурсов РФ осуществляется
в первую очередь в соответствии с требованиями Конституции страны (ст. 9, 36,
58). Так, в ст. 9 указывается, что земля и другие природные ресурсы
используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В развитие основополагающих конституционных положений в
земельном законодательстве страны предусмотрена система правовых,
организационных, экономических и других мероприятий, направленных на
рациональное использование земель, предотвращение необоснованного изъятия земель
из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на
восстановление продуктивности земель (в том числе земель лесного фонда),
воспроизводство и повышение плодородия почв.
Правовые основы землепользования в нашей стране раскрываются
также в Земельном кодексе и Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в
ряде Указов Президента РФ.
В перечисленных документах, в частности, указывается, что
собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы осуществляют
рациональную организацию используемой территории, восстановление и повышение
плодородия почв, защиту земель от различных процессов разрушения и др. Для
обеспечения соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами
требований земельного законодательства в целях эффективного использования и
охраны земель в РФ создана единая система государственного контроля, в которой
наряду с головным земельным контролем сочетаются и другие виды контроля:
экологический, санитарно-эпидемиологический, архитектурно-строительный.
Правовой режим недропользования[63]
основан на Конституции РФ, законах РФ «О недрах» и «Об охране окружающей
природной среды», а также на ряде Указов и распоряжений Президента РФ. Основные
требования по рациональному использованию и охране недр изложены в разд. III
Закона РФ «О недрах». С экологической точки зрения наиболее важные из них:
предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их
использованием; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на
площадях водосбора и в местах залегания подземных вод; охрана месторождений
полезных ископаемых от затоплений, пожаров и других факторов, снижающих их
качество.
В отличие от других природных объектов недра практически
невозобновимы как в настоящее время, так и в отдаленной перспективе. В связи с
этим возникает необходимость в установлении особых требований, способствующих
их рациональному использованию и надлежащей охране. При пользовании недрами
необходимо обеспечить оптимальное сочетание экономических и экологических
интересов общества, а также интересов природы и общества, полностью исключить
возможность нанесения вреда человеку и окружающей среде, ее составным
элементам. Все эти требования отражены в рассмотренных правовых нормах.
Кроме перечисленных выше законодательными документами в
области безопасности жизнедеятельности являются государственные, отраслевые
стандарты и стандарты предприятий, правила и нормы, в которых содержатся
различные требования к безопасности труда, экологической безопасности и др.
Государственные стандарты охватывают обширные вопросы деятельности
человека и являются основными нормативными документами в указанных областях.
Государственные стандарты разбиты по классам систем и имеют свои коды.
Стандарты безопасности труда начинаются с шифра-кода 12 (например, 12.0.003-74,
12.1.018-85 и др.), стандарты по охране окружающей среды с шифра-кода 17
(например, 17.0.0.01-76, 17.2.6.02-85 и др.).
Едиными правилами, которые содержат требования к обеспечению
безопасности труда при проектировании, строительстве и эксплуатации
промышленных объектов, являются «Строительные нормы и правила» (СНиП), а также
различные санитарные нормы и правила (СН, СанПиН).
На основе государственных стандартов разрабатываются
отраслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие отраслевые и местные
условия, а также конкретные условия и технологии производства.
Еще одну группу нормативно-технической документации
составляют различные Правила, Положения и Инструкции. Разрабатывают и
утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора.
Срок действия нормативных документов обычно составляет 5
лет, местных – 3 года. После чего эти документы пересматривают и срок действия
продлевают на 5 лет или они утрачивают силу вообще.
[62]
Оползень – смещение вниз по склону массы рыхлой
горной породы под влиянием силы тяжести, особенно при насыщении рыхлого
материала водой. Одна из форм стихийного бедствия.
[63]
Недра – это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его
отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков.
Простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
|