Л.И. Егоренков, Б.И. Кочуров
Геоэкология
Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. - 320 с.
Глава 6. Пути стабилизации экологической ситуации
6.6. Становление ноосферы
6.6.3. Концепция эколого-хозяйственного баланса территории
Концепция эколого-хозяйственного баланса (ЭХБ) территории
предполагает сбалансированное соотношение разных видов деятельности и интересов
различных групп населения на территории с учетом потенциальных и реальных
возможностей природы, что обеспечивает устойчивое развитие природы и общества,
воспроизводство природных (возобновимых) ресурсов и не вызывает экологических
изменений и последствий.
Достижение эколого-хозяйственного баланса ведет к гармонии
человека с окружающей природной средой. В самом деле, эти понятия тесно связаны
между собой:
Гармония:
|
Баланс:
|
согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь, например
гармония интересов
|
соотношение взаимно связанных показателей какой-нибудь деятельности,
например баланс интересов
|
В определении эколого-хозяйственного баланса особое внимание
уделяется состоянию пространства, устройству (организации) территории. В.И.
Вернадский [3] в своем учении о биосфере отмечал, что «биосфера - это организованное
пространство», а в учении о ноосфере развитие цивилизации связывал с
организованностью освоенной человеком биосферы.
Надо полагать, что экологический кризис конца XX в. - это
прежде всего кризис структуры пространства, ее организации и соответствия
природных и антропогенных систем.
Главным содержанием ЭХБ территории является
совершенствование структуры землепользования и создание на его основе новых
структур соответствия элементов ландшафта и видов использования земель и
ориентация на постоянное расширение природных систем жизнеобеспечения человека.
Особую значимость имеет повышение устойчивости за счет управляемости со стороны
человека интенсивно используемых ландшафтов - природно-антропогенных систем,
которое достигается соответствием направленности природных процессов и
социально-экономических систем и применением экологически приемлемых и природосовместимых
технологий.
Для определения ЭХБ территории используются следующие
характеристики: распределение земель по их видам и категориям, площадь
природоохранных территорий, площадь земель по видам и степени антропогенной
нагрузки, напряженность эколого-хозяйственного состояния (ЭХС) территории,
интегральная антропогенная нагрузка, естественная защищенность территории,
экологический фонд территории (рис. 6.8).
Впервые оценка эколого-хозяйственного состояния территории
была проведена в Московской области и Республике Алтай.
Так как управление природными и, в том числе, земельными
ресурсами осуществляется в рамках административных единиц и отдельных
подразделений (землепользовании), то они рассматриваются в качестве объекта
изучения (эколого-хозяйственных систем). Такой подход облегчает сбор информации
и практическую реализацию результатов исследований.
Анализ структуры землепользования проводится на основе
классификационных единиц земельного кадастра (форма статистической отчетности №
22). Для определения степени антропогенной нагрузки (АН) земель вводятся
экспертные балльные оценки. Каждый вид земель получает соответствующий балл,
после чего земли объединяются в однородные группы; от АН - минимальной на
землях естественных урочищ и фаций до максимальной АН - на землях, занятых
промышленностью, транспортом (табл. 6.2).
Рис. 6.8. Принципиальная схема определения
эколого-хозяйственного баланса (ЭХБ) территории
Группировка земель по степени АН позволяет оценить
антропогенную преобразованность территории в сопоставимых показателях. Ими
являются коэффициенты абсолютной (Ка) и относительной (Ко) напряженности ЭХС
территории, т. е. отношения площади земель с высокой АН к площади с более
низкой АН:
Коэффициент Ка показывает отношение площади сильно
нарушенных горными разработками, промышленностью и транспортом земель к площади
малотронутых или нетронутых территорий. Это соотношение крайних по своему значению
величин должно привлекать к себе особое внимание с целью уравновешивания
сильных антропогенных воздействий с потенциалом восстановления ландшафта и
поддержания на соответствующем уровне необходимой площади заповедников,
заказников и других природоохранных территорий. Чем больше их, тем ниже коэффициент
Ка и благополучнее складывается состояние окружающей среды.
Таблица 6.2 Классификация земель по степени антропогенной нагрузки
Степень АН
|
Балл
|
Виды и категории земель
|
Высшая
|
6
|
Земли промышленности, транспорта городов, поселков,
инфраструктуры; нарушенные земли
|
Очень высокая
|
5
|
Орошаемые и осушаемые земли
|
Высокая
|
4
|
Пахотные земли; ареалы интенсивных рубок; пастбища и сенокосы,
используемые нерационально
|
Средняя
|
3
|
Многолетние насаждения, рекреационные земли
|
|
2
|
Сенокосы; леса, используемые ограниченно
|
Очень низкая
|
1
|
Природоохранные и неиспользуемые земли
|
В целом, эколого-хозяйственное состояние территории в
наибольшей степени характеризуется коэффициентом Ко, так как при
этом охватывается вся рассматриваемая территория. Снижение напряженности
ситуации уменьшает значение коэффициентов, а при Ко, равном или
близком к 1,0, напряженность ЭХС территории оказывается сбалансированной по
степени АН и потенциалу устойчивости природы.
На территории Московской области в зависимости от степени АН
выделяются зоны с различной напряженностью ЭХС территории (рис. 6.9). Казалось,
с приближением к г. Москве коэффициенты должны возрастать, а к периферии -
уменьшаться. Однако в действительности этого не происходит. Зоны располагаются
не концентрическими поясами вокруг Москвы, а образуют сложную и неоднородную
картину. Так, на территории Мытищинского района происходит уменьшение
напряженности ЭХС, что связано с наличием здесь остатка лесопаркового пояса
вокруг Москвы и водохранилищ, выступающих своеобразными экологическими буферами
к антропогенным воздействиям.
Рис. 6.9. Напряженность эколого-хозяйственного состояния
(ЭХС) территории Московской области: а) по коэффициенту абсолютной
напряженности (Ка); б) по коэффициенту относительной напряженности (Ко)
Эколого-хозяйственная напряженность возрастает в ряде»
районов Подмосковья (Химкинский, Люберецкий, Ленинский), что связано с высокой
урбанизацией, насыщенностью промышленностью и транспортом; а также на юге и
юго-востоке области (Каширский, Зарайский, Серебряно-Прудский и др.), что
обусловлено в первую очередь значительной распашкой территории. Невысокая
напряженность ЭХС территории к северу и западу от г. Москвы, а также в ряде
районов на востоке области объясняется наличием больших массивов леса и
пастбищных угодий.
Каждому антропогенному воздействию или их совокупности
соответствует свой предел устойчивости природных и природно-антропогенных
ландшафтов. Чем разнообразнее ландшафт, тем он более устойчив. Выражается это
прежде всего большим количеством и равномерным распределением естественных
биогеоценозов, урочищ, природоохранных зон и особо охраняемых территорий,
совокупная площадь которых составляет экологический фонд (Рэф) территории. Чем
он больше, тем выше естественная защищенность (ЕЗ) территории и соответственно
устойчивость ландшафта.
Вместе с тем, уровень ЕЗ территории также зависит от
распределения земель по степени АН. Земли, характеризующиеся высокой степенью
антропогенной нагрузки, как правило, имеют низкую естественную защищенность.
Если принять земли, входящие в экологический фонд с минимальной АН за P1,
то площади земель с условной оценкой степени АН в 2, 3, 4 балла будут
составлять 0,8 Р2, 0,6 Р3, 0,4 Р4 (земли с
самым высоким баллом АН в расчет не принимаются). Таким образом, появляется
возможность получить суммарную площадь земель со средо- и
ресурсостабилизирующими функциями (Рсф) по следующей формуле:
Рсф= Р1 + 0,8 Р2 + 0,6 Р3
+ 0,4 Р4.
Если соотнести площадь земель Рсф к общей площади
исследуемой территории (Ро) Рсф/Ро, то мы
получим коэффициент естественной защищенности территории (Кез). В
пределах Московской области он изменяется от 0,42 до 0,75. Кез менее
0,5 свидетельствует о критическом уровне защищенности территории. В отличие от
таких показателей, как лесистость, распаханность и т.п., Кез носит
интегральный характер и может быть использован для комплексной оценки
территории.
Таким образом, от структуры землепользования зависит, как
происходит распределение и перераспределение антропогенных нагрузок по
территории и в конечном счете устойчивость ландшафтов. В этом случае
соответствие структуры землепользования (хозяйственной специализации) и
структуры ландшафтов имеет важное научно-практическое значение. Оно может быть
достигнуто на основе оценки ЭХС территории, а затем правильной ее организации
(землеустройства) с учетом эколого-хозяйственного баланса (ЭХБ).
Эколого-хозяйственный баланс территории может быть достигнут
за счет природно-хозяйственного зонирования территории и выделения ноосферных
зон и парков. Так, в Усть-Коксинском районе Горного Алтая было выделено четыре
природно-хозяйственные зоны (ноосферные парки): собственно природная, или
заповедная, рекреационно-промысловая, сельскохозяйственная и селитебная (рис.
6.10), позволяющие создать жесткий экологический каркас территории, обеспечить
тесную взаимосвязь природных и хозяйственных факторов, рационально использовать
природно-ресурсный потенциал, сохранить средо- и ресурсовоспроизводящие функции
ландшафтов и повышать качество производимой продукции.
Рис. 6.10. Эколого-хозяйственное состояние (ЭХС) территории
Усть-Коксинского района Республики Алтай
Общим для выделенных зон является их слабая устойчивость к
различным антропогенным воздействиям. Поэтому здесь ограничения и запреты
должны совмещаться со структурными улучшениями территории. Для
сельскохозяйственной зоны, располагающейся ниже высоты 1500 м над уровнем моря,
необходимо снизить удельный вес пашни в площади сельскохозяйственных угодий (до
20-30 тыс. га) и организовать улучшенные (культурные) сенокосы и пастбища.
Разнообразные ландшафтные условия, нетронутые современной
цивилизацией природные уголки, чистые воздух и вода, богатство биологических
ресурсов Усть-Коксинского района имеют важное значение для приоритетного
развития рекреационного направления в хозяйстве района. Рекреационные ресурсы
могут стать основным источником финансовых поступлений в бюджет района и
республики.
Однако резкий приток туристов - рекреантов может привести к
негативным экологическим последствиям. Результаты оценки ЭХС территории района
показывают следующую картину. Суммарная емкость туристских маршрутов не должна
превышать: пеших - около 10 тыс. человек при 150 днях сезона и трех группах (по
20-25 человек) в день, водных - около 3 тыс. человек и трех группах по 5-6
человек в день.
Выделенные ноосферные зоны и парки являются основой для
ландшафтного проектирования новых форм природопользования - экологических
структур устойчивого развития: экополисов, технополисов, эколого-экономических
зон и др. Эти образования являются своеобразными «ядрами», «точками роста»,
вокруг которых в соответствии с заданными ноосферными и экологическими
принципами организуются, обустраиваются и развиваются соседние территории.
Выбор такой «точки роста» и ее специализации обуславливается
структурой местного природно-хозяйственного комплекса, традициями, ориентацией
населения. Могут быть природоохранные, рекреационные, аграрные,
традиционно-промысловые и другие экополисы и технополисы. Но обязательным
составным элементом всех этих образований должны быть охраняемые природные
территории, выполняющие защитные, ресурсоформирующие, экологические и другие
функции, а также информационные технологии, позволяющие максимальные значения
вектора производства уравновешивать минимальными потерями для природной среды и
осуществить переход от традиционного индустриального общества к постиндустриальному,
где воспроизводству будет подвергаться сам человек, социум с окружающей средой.
Это предполагает также составление комплексных программ экономического и социально-экологического
развития регионов. Концепция эколого-хозяйственного баланса территории включает
следующие условия (рычаги, механизмы) для перехода страны и ее регионов на
сбалансированное и экологически безопасное развитие.
1. Проведение
организации, устройства и обустройства территории разного административного
уровня на ландшафтно-экологической основе.
2. Сохранение
и поддержание естественных и слабоизмененных ландшафтов, выполняющих важные
средо- и ресурсоформирующие функции в полном объеме.
3. Рациональное
использование и поддержание природного потенциала территории; разумное
распределение природно-ресурсной ренты, прежде всего дохода от использования
земли и других природных ресурсов.
4. Управление,
самоуправление и территориальная справедливость.
5. Достижение
приемлемого качества жизни и продукции и поддержание здорового образа жизни.
6. Развитие
инновационных процессов в связи с переходом на постиндустриальное развитие.
|