Е.Г. Язиков, А.Ю. Шатилов
Геоэкологический мониторинг
Учебное пособие для вузов.- Томск, 2003.- 336 с.
Глава 6. Особенности организации мониторинга при различных видах хозяйственного освоения территорий
6.2. Мониторинг в районах развития нефтегазодобывающей промышленности
6.2.3. Прогноз возможного развития опасных техногенных процессов и аварийных ситуаций
Созданные деятельностью человека формы рельефа (как
отрицательные, так и положительные) не остаются пассивными в развитии экосистем
тайги. Они оказывают существенное влияние на компоненты ландшафта и вызывают
их долговременную реакцию в виде активизации или возникновения
рельефообразующих процессов заболачивания, мерзлотных, эрозионных, эоловых,
оползневых и других явлений.
Одним из наиболее негативных факторов, затрудняющих освоение
месторождений, является процесс болотообразования торфонакопления. Активизация
этого процесса связана с различными видами хозяйственной деятельности, в
частности, с обводнением застраиваемых земель вследствие изменения режима,
условий питания и дренирования грунтовых вод. Так, не рекомендуется возводить
на пути этих потоков зданий с заглубленным фундаментом, который может служить
препятствием для фильтрации вод. Использование при планировке территории
грунтов с низкими фильтрационными свойствами также вызывает изменение условий
обводнения поверхностных пород.
На трассе нефтепровода (нефтесборных сетей) в результате
теплового влияния его, а также под действием поверхностных вод вдоль трубы
отмечаются полосы и воронки проседания, увлажнения или заполненные водой.
Нарушение мхово-растительного покрова и не зарегулированный сток поверхностных
вод приводит к еще большему заболачиванию прилегающих к трубе участков.
Большое влияние на активизацию болотообразовательных
процессов оказывают дороги. При недостаточном количестве водопропускных труб
дороги могут стать своеобразной плотиной, затрудняющей сток поверхностных и
внутризалежных вод с болотных массивов, препятствующей стоку талых и дождевых
вод. Кроме того, дороги приводят к уплотнению грунта под дорожным полотном, под
ним сохраняется мерзлота, поскольку дороги чаще строят зимой.
Влияния дорожных сооружений на болотные массивы определяется
технологией их строительства. Дороги лежневые и с использованием синтетического
нетканого материала оказывают меньшее воздействие на окружающую среду, чем
капитальные дороги. Вследствие этого технология строительства и конструкция
дорожного соединения должны обеспечить достаточную фильтрацию болотных вод
через дорожную насыпь, например, при достаточном количестве и нормальной
работе водопропускных труб (Прогноз …, 1988, Евсеева и др., 1990).
Кроме того, заболачиванию способствует вырубка леса,
возведение промышленных объектов на площадках с насыпными грунтами, которые
обладают большей водопроницаемостью по сравнению с грунтами естественного
сложения. Уничтожение растительного покрова создает условия для усиленной
фильтрации атмосферных осадков в грунт. Осадки, проникая в грунт, сильно
обводняют его, что такое может вызвать заболачивание (Экзогеодинамика …, 1986).
Мерзлотные процессы. Мощность слоя сезонного промерзания
колеблется от 0,5 до 1,2 м на торфяных массивах: на хорошо дренированных,
присклоновых участках, сложенных песками – до 3,5 м; на суглинистых и
супесчаных отложениях составляет 1,4-2,2 м. Льдистость пород слоя сезонного
промерзания изменяется от 10-15 % в песках до 40-50% - в торфах. Возможно
наличие глубокозалегающих реликтовых толщ четвертичного возраста. При снятии растительного
и снежного покрова на строительных площадках глубина сезонного промерзания
увеличивается в 1,5-2 раза (Прогноз …, 1988). Это может привести к формированию
многолетней мерзлоты со всеми ее отрицательными последствиями.
Склоновые процессы и эрозия. Все перечисленные выше виды
хозяйственной деятельности активизируют эрозионные, оползневые, суффозионные,
эоловые процессы.
При обустройстве нефтяных месторождений строятся
котлованы-пруды для сбора извлекаемой из недр жидкости, траншеи для различных
коммуникаций и т.д. Это приводит к обводнению горных пород и изменению их
свойств (Методика …, 1988). При сооружении линейных объектов (трубопроводов и
т.п.) на болотах происходит их дренирование. В результате грунты на склоне
значительно увлажняются при выпадении жидких осадков и таяния снега на склонах
даже небольшой крутизны (0,3-0,5º) формируются временные водотоки,
размывающие грунт, что приводит к формированию промоин, оврагов. Эрозионные
процессы развиваются и на откосах насыпей дорог. Как правило, это случайные
размывы (глубиной до 0,3 м) и промоины (глубиной до 0,7 м) длиной от 1 до 3 –5
м.
Эоловые процессы в естественных экосистемах тайги развиты
незначительно, в основном, по берегам рек. Это перевеивание песчаных кос на
прирусловой пойме, раздувание песков в обнажениях и на открытых местах скорости
ветра на 2-3 м/с больше, чем в лесу (Захаров и др., 1981). Вырубка лесов под
площадные и линейные объекты месторождения создает благоприятные условия для
развития эоловых процессов. Гранулометрический состав почвогрунтов также
благоприятен для развития дефляции, поскольку преобладают частицы с диаметром
менее 1 мм, чаще всего суглинки, супеси, а на площадках кустов, насыпях
дорожных полотен – пески и супеси. Критические скорости ветра для почвогрунтов
Малореченского месторождения составляют 6-7 м/с для песков, 7-8 м/с для
торфяников, 8-9 м/с для суглинков (скорость ветра на высоте флюгера). На
вырубках скорости ветра резко возрастают. Особенно опасны в этом отношении
переходные сезоны года, когда возникают бури и ветры со скоростью 15 м/с и
больше. Такие ветры производят большую разрушительную работу на откосах дорог,
обваловывании кустов скважин, амбаров, способствуют заносу снегом дорог. Могут
разрушить оборудование.
В процессе эксплуатации возможны значительные проливы ЗВ при
возникновении аварийных ситуаций. Основными причинами возникновения аварий
являются:
- некачественное строительство;
- нарушение проектных решений в процессе строительства;
- внутренняя коррозия трубопроводов и оборудования;
- механические повреждения.
При авариях на нефтепроводе масштабы, степень загрязнения
территории зависят от типа аварии, особенностей рельефа участка, на котором
произошла авария, литологии поверхностных отложений, уда-ленности от водных
объектов. Все аварии можно классифицировать по двум типам:
- внезапные аварии;
- аварии по причине коррозии.
Выделяются следующие опасные участки в плане нефтяного
загрязнения:
- переходы через водоохранные зоны рек;
- лесные массивы, приуроченные к склонам долин.
Опасность загрязнения на переходах долин рек объясняется
двумя обстоятельствами: возможностью поступлений нефти в реки и довольно
быстрым перемещением ее течением на большие расстояния.
В таблице 6.2.5 приводятся среднестатистические данные по
аварийным ситуациям в Западно-Сибирском регионе согласно расчетам института
Гипртюменнефтегаз.
Таблица 6.2.5
Данные об отказах
трубопроводов
Тип
трубопровода
|
Удельная
частота порывов на км/ год
|
По
причине коррозии
|
Внезапные
|
Нефтесборные
сети
Напорные
нефтепроводы
|
0,023
0,014
|
0,0081
0,0075
|
|