Т.В. Семенистая
Управление охраной окружающей среды
Курс лекций. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
Лекция 4. Государственная политика в области управления природопользованием
Экологическая доктрина Российской
федерации разработана МПР России с участием органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, общественных экологических
организаций, деловых и научных кругов. Ученые Российской академии наук
принимали активное участие в разработке проекта Экологической доктрины
Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р одобрена «Экологическую доктрину
Российской председателем Правительства Российской Федерации М. Касьяновым.
Современный экологический кризис ставит
под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации.
Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате
ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды,
необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе
формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих
возможность разрушения и деградации природной среды.
Устойчивое развитие Российской Федерации,
высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная
безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных
систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо
формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в
области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное
использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем
должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и
общества.
Россия играет ключевую роль в поддержании
глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых
различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия
Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического
потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении
глобальных и региональных экологических проблем.
К числу основных факторов деградации
природной среды на мировом уровне относятся:
- рост потребления природных ресурсов при
сокращении их запасов;
- увеличение численности населения планеты
при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;
- деградация основных компонентов биосферы,
включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение
способности природы к саморегуляции и как следствие невозможность существования
человеческой цивилизации;
- возможные изменения климата и истощение
озонового слоя Земли;
- возрастание экологического ущерба от
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- недостаточный для перехода к устойчивому
развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового
сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов
глобализации;
- продолжающиеся военные конфликты и
террористическая деятельность.
К числу основных факторов деградации
природной среды Российской Федерации относятся:
- преобладание ресурсодобывающих и
ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению
природных ресурсов и деградации природной среды;
- низкая эффективность механизмов
природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных
платежей за пользование природными ресурсами;
- резкое ослабление управленческих, и,
прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и
охраны окружающей среды;
- высокая доля теневой экономики в
использовании природных ресурсов;
- низкий технологический и организационный
уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
- последствия экономического кризиса и
невысокий уровень жизни населения;
- низкий уровень экологического сознания и
экологической культуры населения страны.
Эти факторы должны учитываться при
проведении в Российской Федерации единой государственной политики в области
экологии.
В статье «Общие положения» экологической доктрины Российской Федерации
определяются цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской
Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный
период.
Сохранение природы и улучшение окружающей
среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.
Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических
отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и
реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная
политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье,
социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном
единстве.
Экологическая доктрина базируется на
Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных
правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской
Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования
природных ресурсов, а также на:
- фундаментальных научных знаниях в области
экологии и смежных наук;
- оценке современного состояния природной
среды и ее воздействия на качество жизни населения Российской Федерации;
- признании важного значения природных
систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов;
- учёте глобальных и региональных
особенностей взаимодействия человека и природы.
Экологическая доктрина учитывает также
рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,
1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения
устойчивого развития.
Стратегическая цель, задачи и принципы
государственной политики в области экологии
Стратегической целью государственной
политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание
их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества,
повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации,
обеспечения экологической безопасности страны.
Для этого необходимы:
- сохранение и восстановление природных
систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как
необходимого условия существования человеческого общества;
- обеспечение рационального
природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и
будущих поколений людей;
- обеспечение благоприятного состояния
окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья
населения.
Государственная политика в области
экологии базируется на следующих основных принципах:
- устойчивое развитие, предусматривающее
равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и
признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
- приоритетность для общества
жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее
ресурсов;
- справедливое распределение доходов от
использования природных ресурсов и доступа к ним;
- предотвращение негативных экологических
последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных
экологических последствий;
- отказ от хозяйственных и иных проектов,
связанных с воздействием на природные системы, если их последствия
непредсказуемы для окружающей среды;
- природопользование на платной основе и
возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате
нарушения законодательства об охране окружающей среды;
- открытость экологической информации;
- участие гражданского общества, органов
самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации
решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Основные направления государственной
политики в области экологии
Основными направлениями государственной
политики в области экологии являются:
- обеспечение устойчивого
природопользования;
- снижение загрязнения окружающей среды и
ресурсосбережение;
- сохранение и восстановление природной
среды.
Обеспечение устойчивого природопользования.
Основными задачами в
указанной сфере являются неистощительное использование возобновляемых и
рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.
Для этого необходимы:
- внедрение комплексного природопользования,
его ориентация на цели устойчивого развития Российской Федерации, включая
экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных,
минеральных и других ресурсов;
- сокращение в структуре национальной
экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; развитие
наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств;
- сохранение разнообразия используемых
биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и
самовоспроизводству;
- максимально полное использование извлеченных
полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов при
их добыче и переработке;
- минимизация ущерба, наносимого природной
среде при разведке и добыче полезных ископаемых; рекультивация земель,
нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых;
- внедрение систем обустройства
сельскохозяйственных земель и ведения сельского хозяйства, адаптированных к
природным ландшафтам, развитие экологически чистых сельскохозяйственных
технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия почв на землях
сельскохозяйственного назначения;
- поддержание традиционной экологически
сбалансированной хозяйственной деятельности;
- предотвращение и пресечение всех видов
нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства, и их
незаконного оборота.
Снижение загрязнения окружающей среды и
ресурсосбережение. Основной
задачей в указанных сферах является снижение загрязнения окружающей среды
выбросами, сбросами и отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости
продукции и услуг.
Для этого необходимы:
- внедрение ресурсосберегающих и безотходных
технологий во всех сферах хозяйственной деятельности;
- технологическое перевооружение и
постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием;
- оснащение предприятий современным
природоохранным оборудованием;
- обеспечение качества воды, почвы и
атмосферного воздуха в соответствии с нормативными требованиями;
- сокращение удельного водопотребления в
производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
- поддержка экологически эффективного
производства энергии, включая использование возобновляемых источников и
вторичного сырья;
- развитие систем использования вторичных
ресурсов, в том числе переработки отходов;
- снижение потерь энергии и сырья при
транспортировке, в том числе за счет экологически обоснованной децентрализации
производства энергии, оптимизации системы энергоснабжения мелких потребителей;
- модернизация и развитие экологически
безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, в том числе
неуглеродного;
- переход к экологически безопасному
общественному транспорту - основному виду передвижения в крупных городах;
- развитие экологически безопасных
технологий реконструкции жилищно-коммунального комплекса и строительства нового
жилья;
- поддержка производства товаров,
рассчитанных на максимально длительное использование.
Сохранение и восстановление природной
среды. Основными задачами
в указанной сфере являются сохранение и восстановление ландшафтного и
биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных
систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.
Для этого необходимы:
- сохранение и восстановление оптимального
для устойчивого развития страны и отдельных регионов комплекса наземных,
пресноводных и морских природных систем;
- сохранение и восстановление редких и
исчезающих видов живых организмов в естественной среде их обитания, в неволе и
генетических банках;
- создание и развитие особо охраняемых
природных территорий разного уровня и режима, формирование на их основе, а
также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов
природно-заповедного фонда России в качестве неотъемлемого компонента развития
регионов и страны в целом, сохранение уникальных природных комплексов;
- сохранение и восстановление целостности
природных систем, в том числе предотвращение их фрагментации в процессе
хозяйственной деятельности при создании гидротехнических сооружений,
автомобильных и железных дорог, газо- и нефтепроводов, линий электропередачи и
других линейных сооружений;
- сохранение и восстановление природного
биологического разнообразия и ландшафтов на хозяйственно освоенных и
урбанизированных территориях.
Приоритетные направления деятельности по
обеспечению экологической безопасности Российской Федерации
К приоритетным направлениям деятельности
по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации относятся:
- обеспечение безопасности при осуществлении
потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях;
- экологические приоритеты в
здравоохранении;
- предотвращение и снижение экологических
последствий чрезвычайных ситуаций;
- предотвращение терроризма, создающего
опасность для окружающей среды;
- контроль над использованием и
распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.
Обеспечение безопасности при осуществлении
потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях. Основными задачами в указанных областях
являются обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов
деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате
техногенного воздействия на окружающую среду.
Для этого необходимы:
- осуществление в приоритетном порядке учета
интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных
производствах и видах деятельности;
- обеспечение радиационной и химической
безопасности и снижение риска воздействия на здоровье человека и окружающую
среду при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации
промышленных и энергетических объектов (в том числе ядерных установок, включая
АЭС, химических, горнодобывающих предприятий и т.п.);
- разработка и реализация мер по снижению и
предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований, в том числе при пусках ракет
любого вида;
- обеспечение экологической безопасности при
разоружении, в том числе уничтожении ракет и ракетного топлива, запасов и
производств химического оружия, а также решение проблемы старого химического
оружия;
- снижение производства и использования
токсичных и других особо опасных веществ, обеспечение их безопасного хранения;
планомерная ликвидация накопителей токсичных отходов;
- обеспечение экологической безопасности при
обращении с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и ядерными
материалами;
- разработка системы чрезвычайного
реагирования и системы оповещения на экологически опасных объектах;
- разработка мер по предупреждению и
ликвидации экологических последствий вооруженных конфликтов;
- реабилитация территорий и акваторий,
подвергшихся негативному влиянию хозяйственной деятельности, в том числе
радиационному и химическому воздействию;
- реабилитация территорий и акваторий,
загрязненных в процессе функционирования объектов ракетно-космической и атомной
отраслей промышленности, в том числе при производстве, испытании, хранении и
уничтожении оружия массового поражения, а также в результате деятельности
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Экологические приоритеты в здравоохранении.
Основными задачами в этой
области являются улучшение качества жизни, здоровья и увеличение
продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия
экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды.
Для этого необходимы:
- оценка и снижение экологических рисков
здоровья населения;
- обеспечение качества воздуха и воды в
соответствии с установленными нормами;
- обеспечение населения экологически
безопасными продуктами питания, в том числе контроль над ввозом, производством
и оборотом продуктов питания и их компонентов, полученных из их генетически
измененных форм;
- обеспечение экологической безопасности
жилья, одежды, бытовой техники и других предметов домашнего обихода;
- проведение реконструкции населенных
пунктов и промышленных зон в целях создания на этой основе благоприятной среды
обитания;
- оказание адресной помощи группам
населения, проживающим в зонах экологического бедствия или особо уязвимым к
неблагоприятным экологическим воздействиям (дети, беременные женщины, кормящие
матери и др.);
- приоритетное оказание лечебной помощи
и/или предоставление компенсации за утраченное здоровье лицам, пострадавшим от
химического, радиационного и других воздействий, связанных с экологически
опасной деятельностью, а также их потомкам;
- поэтапное переселение населения из зон
экологического бедствия, техногенных и природных катастроф, неподдающихся реабилитации;
- переход хозяйственного комплекса в
регионах с экстремальными природно-климатическими условиями на
высокоэффективные автоматизированные технологии, применение вахтовой и
ротационной систем ведения работ.
Предотвращение и снижение экологических
последствий чрезвычайных ситуаций. Основной задачей в указанной области является выявление и
минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения,
связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
Для этого необходимы:
- своевременное прогнозирование и выявление
возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов
возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими
последствиями;
- разработка и осуществление мер по снижению
риска чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
- обучение населения правилам поведения,
действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными
экологическими последствиями;
- разработка и совершенствование
универсальных средств защиты населения и территорий при возникновении
чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями.
Предотвращение терроризма, создающего
опасность для окружающей среды. Основной задачей в указанной области является предотвращение
террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и
деградацию природной среды.
Для этого необходимы:
- предотвращение диверсий и техногенных
аварий с негативными последствиями для окружающей среды;
- предотвращение преднамеренного применения
химических веществ, вызывающих деградацию природной среды;
- предотвращение умышленных пожаров,
вызывающих уничтожение природных и аграрных экосистем, а также предотвращение
ввоза и распространения с террористическими целями видов живых организмов,
вызывающих нарушения в данных экосистемах.
Контроль над использованием и
распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов. Основной задачей в этой области является
организация контроля над ввозом, использованием и распространением на
территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.
Для этого необходимы:
- обеспечение эффективной работы карантинных
служб, предотвращение проникновения и несанкционированного ввоза на территорию
страны чужеродных видов и генетически измененных организмов, а также
вредителей, переносчиков и возбудителей заболеваний;
- контроль над проведением
акклиматизационных работ внутри страны;
- разработка и реализация системы
мероприятий по предотвращению неконтролируемого распространения чужеродных
видов и генетически измененных организмов в природной среде и ликвидации
последствий этих процессов;
- контроль и обеспечение безопасного
использования чужеродных видов и генетически измененных организмов в хозяйственном
обороте.
Пути и средства реализации государственной
политики в области экологии:
1. Развитие системы государственного
управления охраной окружающей среды и природопользованием. Основной задачей в указанной сфере
является обеспечение эффективного государственного управления охраной
окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего
демократическому устройству и рыночной экономике.
2. Нормативное правовое обеспечение и
правоприменение. Основными
задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма
обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также
совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной
ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.
3. Экономические и финансовые механизмы. Основной
задачей в этой области является экономическое регулирование рыночных отношений
в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на
природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на
природоохранную деятельность.
4. Экологический мониторинг и
информационное обеспечение. Основной задачей в этих областях является
обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан
достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных
неблагоприятных изменениях.
5. Научное обеспечение. Основными задачами
научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных
знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых
экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными
процессами и явлениями.
6. Экологическое образование и просвещение.
Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры
населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в
области экологии.
7. Развитие гражданского общества как
условие реализации государственной политики в области экологии. Основной
задачей в этой области является государственное содействие экологизации
гражданского общества.
8. Региональная политика в области
экологии. Основными задачами в этой области являются экологически обоснованное
размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное
использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для
устойчивого развития страны.
9. Международное сотрудничество. Основной
задачей в этой области является реализация интересов Российской Федерации путем
участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании
глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.
Реализация положений настоящего документа
предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и
отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной
поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального
природопользования. Конкретизация положений настоящего документа применительно
к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям
проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам
Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития
субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.
|