О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.
Лекция 8. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве
8.1. Основные направления охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
Сельское хозяйство – одна из отраслей экономики российского государства,
самым тесным образом связанная с использованием в производственном процессе
природных ресурсов. Сельское хозяйство – это сфера активного взаимодействия
общества и природы, в процессе которого (на базе технического и научного
прогресса) видоизменяются естественные экосистемы, создаются новые
агрозоо-экосистемы, предназначенные для удовлетворения потребностей общества в
продовольственных и сырьевых ресурсах. Все компоненты природной среды
взаимосвязаны с аграрной экономикой и ключ к их экологической безопасности и
экономически эффективному существованию – это соблюдение баланса между потребностями экономики и возможностями природной
среды.
В сельском хозяйстве
применяется весь комплекс эколого-правовых мер, предусмотренных
законодательством, как экологическим, включая природоресурсное, так и
уголовным, административным и др. При эксплуатации объектов
сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны
окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных
объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Цели правовой охраны окружающей среды в сельском
хозяйстве подразделяются на:
1) превентивные, направленные на предотвращение
деградации, загрязнения и захламления, нарушения окружающей среды, других
неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;
2) восстановительные, призванные обеспечить улучшение
и восстановление объектов окружающей среды, подвергшихся деградации, нарушению
или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной
деятельности;
3) побудительные, способствующие стимулированию
использования земель, природных объектов способами, обеспечивающими сохранение
экологических систем, способности земли быть естественным основным средством
производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственным (операционным)
базисом хозяйственной и иных видов деятельности.
В соответствии с Федеральным
законом «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды
устанавливаются для оценки ее состояния в целях сохранения естественных
экологических систем, генетического фонда растений, животных и других
организмов. В ст. 42 вышеуказанного закона прописаны общие требования в области
охраны окружающей природной среды при эксплуатации объектов
сельскохозяйственного назначения.
Так, Закон обязывает проводить
мероприятия по охране земли, почв, водных объектов, растений, животных и других
организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую природную среду.
При осуществлении своей
деятельности сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство,
заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
В целях исключения загрязнения
почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного
воздуха объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые
санитарно-защитные зоны и очистные сооружения.
Помимо перечисленных общих
требований в области охраны окружающей природной среды при эксплуатации
объектов сельскохозяйственного назначения выделяют следующие основные
направления охраны окружающей среды в сельском хозяйстве (прежде всего, классификация
происходит в зависимости от природного объекта, подлежащего охране):
– охрана объектов
животного мира;
– охрана водных объектов;
– охрана атмосферного
воздуха;
– охрана земель и почв;
– охрана окружающей среды
от загрязнения пестицидами и агрохимикатами.
Рассмотрим более подробно каждое направление охраны в
рассматриваемой сфере.
Охрана объектов животного мира
Неотъемлемым элементом
природной среды и объектом охраны является животный мир – совокупность всех
видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и
находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным
ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской
Федерации.
Помимо диких животных, российское законодательство охраняет
животных, содержащихся в неволе или в полувольных условиях, устанавливает
правила содержания биологических, в том числе зоологических коллекций. В
последние годы поднимаются и у нас и за рубежом вопросы о необходимости
правового регулирования статуса домашних и сельскохозяйственных животных.
Одним из существенных нормативных актов в
регулировании охраны объектов животного мира является Постановление
Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 «Об утверждении Требований по
предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении
производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей,
трубопроводов, линий связи и электропередачи». В данном постановлении
установлены следующие требования:
– при осуществлении сельскохозяйственных производственных
процессов;
– при осуществлении лесопромышленных и
лесохозяйственных производственных процессов;
– при осуществлении промышленных и водохозяйственных
производственных процессов;
– при эксплуатации транспортных магистралей и объектов;
– при эксплуатации трубопроводов;
– при проектировании, строительстве и эксплуатации
линий связи и электропередачи.
Так, в целях предотвращения
гибели объектов животного мира запрещается: выжигание растительности, хранение
и применение ядохимикатов, удобрений, и других опасных для объектов животного
мира и среды их обитания; установление сплошных, не имеющих специальных
проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных;
устройство в реках или протоках запаней или установление орудий лова, размеры
которых превышают две трети ширины водотока; расчистка просек под линиями связи
и электропередачи вдоль трубопроводов от подроста древесно-кустарниковой
растительности в период размножения животных.
При
осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается
применение технологий и механизмов, которые вызывают массовую гибель объектов
животного мира или изменение среды их обитания.
При производстве полевых
сельскохозяйственных работ необходимо использовать технологию, специально оборудованную
с/х технику исключающие возможность гибели животных.
Производственные объекты,
способные вызвать гибель объектов животного мира, должны иметь
санитарно-защитные зоны и очистные сооружения
Запрещается сброс любых
сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и
околоводных животных.
Владельцы
сельскохозяйственных угодий обязаны обеспечивать защиту объектов животного мира
в пределах этих угодий в периоды размножения и линьки и сохранение участков,
являющихся убежищами для объектов животного мира.
При создании и эксплуатации
мелиоративных сооружений в местах естественного обитания, на путях миграции и в
местах сезонной концентрации объектов животного мира необходимо обеспечивать
условия для свободного и безопасного их передвижения через указанные
сооружения, оснащать водозаборные сооружения и каналы гидромелиоративных систем
специальными защитными устройствами.
Запрещается
сброс любых сточных вод в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и
околоводных животных.
На
транспортных магистралях необходимо устанавливать специальные предупредительные
знаки и знаки ограничения скорости движения транспорта.
Охрана водных объектов
Охрана
водных объектов – система мероприятий, направленных на сохранение и
восстановление водных объектов. Загрязнением или засорением водное
законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные
объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо
предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод – постоянное
сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.
В Российской Федерации в соответствии со ст.65 Водного
кодекса РФ существуют водоохранные зоны, т. е. территории, примыкающие к
береговой линии и на которых устанавливается специальный режим осуществления
хозяйственной и иной деятельности. Данный режим устанавливается в целях
предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и
истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических
ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
При этом в границах
водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях
которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В
границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных
вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ,
скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления,
химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов
захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление
авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка
транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением
их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных
местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение
автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением
случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов
размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций,
инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований
законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса),
станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и
ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение
специализированных хранилищ пестицидов и
агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том
числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча
общераспространенных полезных ископаемых.
Дополнительные ограничения
устанавливаются в границах прибрежных защитных полос, так запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов
размываемых грунтов;
3) выпас
сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Охрана атмосферного воздуха
При рассмотрении охраны
атмосферного воздуха как природного объекта, подлежащего охране необходимо
обратиться к Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха». Общие
требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие
на атмосферный воздух установлены в ст. 15.
Так, в целях
предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются
обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к
работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и
условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное
воздействие на атмосферный воздух. Запрещается выброс в
атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья
человека и для окружающей среды не установлена.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об
охране атмосферного воздуха» под вредным (загрязняющим) веществом понимается
химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые
содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях
оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную
среду; под загрязнением атмосферного воздуха – поступление в атмосферный воздух
или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях,
превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы
качества атмосферного воздуха; под вредным физическим воздействием на
атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего
излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих
температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические
свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную
среду.
В силу п. 1, 3
ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается
на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа
исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими
государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке,
определенном Правительством Российской Федерации. Вредные физические
воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных
в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии
со ст.9 Закона Краснодарского края от 02.07.2004№ 734-КЗ «Об охране
атмосферного воздуха на территории Краснодарского края» на территории
Краснодарского края запрещается сжигание сухой растительности, послеуборочных
остатков сельскохозяйственных культур, а также травы и опавшей листвы.
Остальные направления охраны окружающей среды в
сельском хозяйстве рассмотрим в отдельных вопросах.
|