О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.
Лекция 4. Организационный механизм охраны окружающей среды
4.4. Понятие и структура организационного механизма охраны окружающей среды
В юридической литературе в оборот введено такое
понятие, как «организационный механизм охраны окружающей среды». Под ним как
раз таки и понимается управление природопользованием и охраной окружающей среды.
Анализ вышесказанного позволяет нам сделать вывод, что управление
природопользованием и охраной окружающей среды – это составная часть
социального управления, одна из важнейших функций Российского государства,
выражается в организационной деятельности государства, его органов, органов
муниципальных образований, а также общественных организаций по разработке и
исполнению правовых актов, планов, программ, мероприятий в области
рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Под управлением, в узком смысле слова, понимается
правовой механизм охраны окружающей среды, заключающийся в установлении
экологических норм и правил, обязательных для исполнения, контроле за их
исполнением и применении санкций в случае их неисполнения.
В широком смысле слова под управлением понимается
многогранная деятельность различных государственных органов, выражающаяся в
следующем:
– установлении правовых основ регулирования
природопользования и охраны окружающей природной среды в целях рационального
использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
– определении основных направлений политики в
области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности, как на ближайшие годы, так и на перспективу; принятии
(утверждении) разного рода экологических программ, планов; их финансировании и
материально-техническом обеспечении;
– установлении порядка осуществления
государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществлении
экологического контроля;
– учете природных ресурсов, ведении их кадастров;
осуществлении мониторинга окружающей среды; оценке природных ресурсов и
прогнозировании состояния окружающей природной среды;
– установлении лимитов использования природных
ресурсов в целях недопущения их истощения; в выдаче разрешений на
природопользование, а также на сбросы и выбросы загрязняющих веществ,
размещение отходов;
– утверждении нормативов платы за использование
природных ресурсов, а также за сбросы, выбросы и захоронение загрязняющих
веществ и отходов;
– организации и проведении государственной
экологической экспертизы; государственном учете объектов, оказывающих
негативное воздействие на окружающую среду;
– принятии решений об ограничении, приостановке
или прекращении работы экологически вредных производств и иной деятельности;
применении санкций к нарушителям экологического законодательства и принятии мер
по возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями;
– организации заповедного дела, охране памятников
природы, ведении Красной книги; осуществлении экологического образования и
воспитания; международном сотрудничестве по вопросам природопользования и
охраны окружающей среды.
Таким образом, формулируя цели организационного
механизма охраны окружающей среды, можно сделать вывод, что его нормы призваны
способствовать:
– обеспечению выполнения планов, программ,
мероприятий в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а значит и
обеспечения экологической безопасности в целом;
– неукоснительному соблюдению требований
экологического законодательства всеми органами, независимо от форм
собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами;
– достижению качества окружающей природной среды,
необходимого для сохранения здоровья людей, а также природных объектов и
ресурсов.
|