Ю.Н. Женихов, В.Н. Иванов
Организация государственного экологического контроля
Учебное пособие. - Тверь: ТГТУ, 2010. - 108 с.
5. Особенности государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов
5.9. Особенности осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
При использовании водных объектов для питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения органы госводконтроля должны учитывать, что,
в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации:
-
использование водных объектов для
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является приоритетным и что
предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии
достаточных водных ресурсов;
-
для питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от
загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты;
-
пригодность поверхностных и
подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений, выдаваемых
органами Роспотребнадзора;
-
порядок использования водных
объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения регулируется
водным законодательством Российской Федерации;
-
для водных объектов, используемых
для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны
санитарной охраны в соответствии с законодательством о
санитарно-эпидемиологичес-ком благополучии населения. В зонах санитарной охраны
источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение
территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и
объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в
случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в
соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения;
-
использование подземных водных
объектов, пригодных для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, для
иных целей допускается в исключительных случаях в соответствии с
законодательством о недрах. Такие случаи возможны на территориях, на которых
отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы
подземных вод;
-
в целях обеспечения граждан
питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется
резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на
основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для
таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых
соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения. Резервирование источников питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации;
-
водопользователь (физическое лицо
или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом)
может осуществлять забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных
объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов
Российской Федерации, собственности муниципальных образований на основании
договоров водопользования (ст. 11 Водного кодекса);
-
для полива садовых, огородных,
дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также
водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными не
требуется наличие договора водопользования или решения о предоставлении водного
объекта в пользование;
-
производственный (оперативный)
контроль качества воды водного объекта в местах забора воды для питьевых и
хозяйственно-бытовых целей осуществляет организация, эксплуатирующая систему
водоснабжения.
Взаимодействие служб по контролю качества воды,
забираемой из водного объекта для питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, с органами госводконтроля может регулироваться соглашением между
ними.
Для осуществления контрольных проверок использования
водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
органы госводконтроля должны располагать следующими сведениями:
1. Водохозяйственным балансом по
данному водному объекту и установленным лимитом водопотребления.
2. О местах расположения и
количестве водозаборов централизованного питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения на поверхностных и подземных водных объектах, их технических
характеристиках и утвержденных правилах технической эксплуатации; о
наименование и реквизитах организаций, эксплуатирующих системы централизованного
водоснабжения.
3. О местах расположения и
количестве водозаборов нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, относящегося к общему водопользованию, о реквизитах
водопользователей и органов местного самоуправления, на территории которых они
находятся.
4. О наличии заключений органов
санэпиднадзора о пригодности поверхностных и подземных водных объектов для
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
5. О наличии требований к
установленным зонам санитарной охраны по водным объектам – источникам питьевого
и хозяйственно-бытового водоснабжения и о создании пунктов наблюдения за
показателями состояния водных объектов.
6. О наличии на водном объекте
очистных сооружений, местах их расположения, технических и технологических
параметрах, а также правилах эксплуатации очистных сооружений и их фактическом
состоянии, реквизитах водопользователей, о соответствии условий договоров
водопользователей с водопотребителями водопроводных очистных сооружений
условиям лицензий на водопользование (при подземных источниках водоснабжения)
или договора водопользования (при поверхностных источниках водоснабжения).
7. Об обустройстве водозаборных и
сбросных сооружений средствами, обеспечивающими учет и регулирование забираемых
и сбрасываемых вод, а также о наличии рыбозащитных устройств.
8. О соблюдении требований СП
2.1.5.1059-01 недопущения захоронения отходов, размещения свалок, кладбищ,
скотомогильников и других объектов, являющихся источниками химического,
биологического или радиационного загрязнения в области питания подземных вод,
которые используются или могут быть использованы для питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для лечебных целей.
9. О предусмотренных и выполненных
мерах на стадии размещения, проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию
и эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных
водных объектов, которые направлены на предотвращение их вредного влияния на
поверхностные водные объекты и окружающую природную среду.
Органы госводконтроля должны не
чаще одного раза в три года осуществлять плановые комплексные проверки
водопользователей, использующих водный объект для централизованного
водоснабжения. Такие проверки следует, как правило, осуществлять совместно с
органами санэпиднадзора. В ходе них должны проверяться:
-
соблюдение приоритетности
использования водного объекта для питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения;
-
наличие лицензии на пользование
подземными водами или договора на пользование поверхностным водным объектом и
соблюдение их условий;
-
соответствие водохозяйственному
балансу установленных лимитов водопользования и других требований;
-
наличие и состояние
контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и
сбрасываемой в водный объект воды и соблюдение сроков ее государственной
поверки;
-
соблюдение установленных лимитов
забора воды и сброса сточных вод и их соответствие водному балансу;
-
состояние других поверхностных и
подземных водных объектов, если установлена их гидравлическая связь с водным объектом,
используемым для централизованного водоснабжения;
-
соблюдение установленных правил
эксплуатации водозаборов и правил водопользования для источников питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения и их охраны;
-
осуществление на водозаборах из
поверхностных водных объектов рыбоохранных и водоохранных мероприятий и их
эффективность (совместно с органами рыбоохраны);
-
выполнение установленных
требований организациями, осуществляющими контроль качества воды в водном
объекте, в местах водозабора и сброса сточных вод;
-
наличие у водопользователя
собственной лабораторной базы для осуществления производственного контроля
качества воды или наличие договора о проведении испытаний качества воды с
аккредитованной лабораторией;
-
наличие утвержденной рабочей
программы производственного контроля качества воды, соблюдение сроков действия
рабочей программы (не более 5 лет), после чего программа должна
переутверждаться;
-
наличие у водопользователя плана
мероприятий в случае возможного экстремального загрязнения водного объекта;
-
соответствие условий договоров
между водопользователями и потребителями, использующими очистные сооружения для
отвода сточных вод, условиям в решение о предоставлении водного объекта для
сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
-
соответствие установленных зон
санитарной охраны водозабора и источника водоснабжения проекту и санитарным
нормам (СанПиН 2.1.4.1110-02) и наличие пунктов наблюдения за показателями
состояния водных объектов;
-
соблюдение порядка платного
водопользования.
Органы госводконтроля должны
осуществлять совместные с органами санэпиднадзора комплексные проверки водных
объектов, используемых в качестве источников нецентрализованного водоснабжения.
В ходе таких проверок следует проверять:
-
обоснованность решения органов
местного самоуправления о разрешении (запрете) использования водного объекта
для питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения;
-
информированность населения о
решении органов местного самоуправления;
-
соблюдение правил водопользования
и охраны водных объектов.
При обнаружении в ходе проверки нарушений
установленного режима водопользования органы госводконтроля при необходимости
составляют по соответствующей форме акты (протоколы) с указанием нарушителя,
вида нарушений, их возможных последствий и способов устранения. В случае если
нарушения влекут за собой угрозу безопасности жизни (здоровью) граждан или
угрозу загрязнения или засорения водного объекта, органы госводконтроля должны
немедленно принять необходимые меры по их пресечению и сообщить в органы
местного самоуправления.
|