Е.П. Гора
Экология человека
Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.
Глава 6. Адаптация ребенка к различным природным и климатогеографическим условиям
6.3. Адаптация детского организма к климатогеографическим регионам
6.3.2. Адаптация детей к пустынной зоне
Пустынная (аридная)
зона, как известно, характеризуется сухим климатом с высокими температурами
воздуха (+55…+57 °C летом и +10…-15 °C зимой) и малым количеством атмосферных
осадков. В пустынях на человеческий организм оказывает влияние комплекс
факторов, таких как высокая температура, ультрафиолетовое и тепловое излучение,
очень сухой воздух, к чему добавляется ветер с пылью. Детскому организму
приходится адаптироваться к этим нелегким условиям, поддерживая гомеостаз
организма. При попадании детей средних широт в аридную зону происходят
существенные изменения в функциональном состоянии многих систем организма.
Возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы, возникающее при
действии высокой температуры на организм, вызывает сужение почечных сосудов и,
как следствие, уменьшение почечного кровотока и скорости клубочковой
фильтрации. В результате выделительная функция почек снижается.
Не адаптированные к
жаре дети в первые дни теряют 10–20 г солей с потом и мочой, но после 4–6
недель адаптации солевые потери уменьшаются до 2–3 г в день.
При высокой
температуре окружающей среды у детей наблюдается учащение дыхания и увеличение
легочной вентиляции, в основном за счет глубины дыхания.
Уменьшение
кровоснабжения желудочно-кишечного тракта, вызванное перераспределением крови к
кожным сосудам при повышении температуры тела, ведет к снижению секреторной,
всасывательной и моторной функции органов пищеварения, понижению аппетита.
Таким образом, у неадаптированных детей во
многих системах происходят значительные функциональные сдвиги, которые
обеспечивают им успешную адаптацию к условиям аридной зоны. Исследователями
установлено, что эти дети по физическому и функциональному развитию часто
превосходят детей коренных жителей.
Адаптация
детей-иммигрантов.
Сердечно-сосудистая
система
Высокая температура
воздуха, действующая на не адаптированного к жаре ребенка, вызывает фазные
изменения артериального давления. Уже при небольшом увеличении температуры тела (первая фаза) снижается
систолическое (СД) и диастолическое давление (ДД). Основной причиной снижения
диастолического давления является уменьшение общего периферического
сопротивления сосудов, а также уменьшение объема плазмы и циркулирующей крови в
результате потери жидкости с потом. Снижение диастолического давления
начинается при температуре воздуха, равной +28 °C. Наиболее значимо общее
периферическое сопротивление сосудов снижается при повышении температуры тела
до +38 °C, составляя 40–55 % от исходной величины. Дальнейшее повышение
температуры тела
(вторая
фаза), напротив,
может характеризоваться повышением общего периферического сопротивления сосудов
и диастолического давления при выраженном снижении систолического давления. Снижение
СД является следствием понижения ударного объема сердца. Система крови отвечает
на перегревание организма значительными изменениями. Тучные клетки и
базофильные лейкоциты реагируют у неадаптированных детей на повышение
температуры крови быстрой дегрануляцией, секретируя в кровь гепарин и гистамин.
Адаптация
детей-аборигенов. При
исследовании влияния жаркого климата на функциональное состояние организма
жителей пустынь изучают в первую очередь терморегуляцию организма, показателем
которой является температура тела. Было показано, что у детей коренного
населения в возрасте 4–6, 7–8, 12–14 лет температура находится в пределах
36,4-36,6 °C. Относительно высокие (хотя и не выходящие из указанных пределов)
величины температуры тела наблюдаются у детей более младшего возраста.
Данные о химической
терморегуляции были получены при исследовании газообмена и величин
энергетических затрат. Результаты исследования убеждают в том, что
среднегодовой уровень основного обмена у детей коренного населения в возрасте
12–14 лет не отличается от стандартов более чем на 5 %. В то же время у детей
младшего возраста основной обмен оказался значительно пониженным по сравнению с
теми же стандартами. У девочек это уменьшение было выражено вдвое сильнее, чем
у мальчиков. Такого рода уменьшение основного обмена особенно характерно для
детей в возрасте 4–6 и 7–8 лет. У подростков 12–14 лет наблюдалось
незначительное понижение среднегодового уровня основного обмена, причинами
которого являются высокая температура окружающей среды, угнетающая
окислительные процессы в тканях внутренних органов, низкая калорийность питания
и слабое развитие мышечной системы.
Водный обмен у
жителей пустынь адаптирован к большим объемам испаряемой жидкости. У детей
местного населения он в полтора раза выше, чем у детей средней полосы, живущих
в тех же районах.
Максимальное
артериальное давление у детей аридной зоны находится на более низком уровне,
чем у жителей средней полосы. Наиболее низкие величины зарегистрированы у детей
4–6 и 7–8 лет, т. е. в том же возрасте, когда происходило снижение величины
основного обмена, отмечался повышенный уровень потоотделения, кожной
температуры и температуры тела.
Минимальное давление
у местных мальчиков в возрасте 12–14 лет было выше, чем у девочек (на 2,2 мм
рт. ст.). Учитывая адекватность общего функционирования системы терморегуляции,
надо признать, что низкий уровень максимального и минимального давления в
аридных условиях не является выражением функциональной слабости
сердечно-сосудистой системы.
Оценивая терморегуляционное
значение отмеченных возрастных сдвигов физиологических функций, нужно отметить,
что и по характеристике внешнего дыхания дошкольники и младшие школьники имеют
более высокую частоту дыхания, чем это характерно для умеренной климатической
зоны.
|