Е.П. Гора
Экология человека
Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.
Глава 5. Общие закономерности адаптации организма ребенка
5.3. Особенности адаптивных процессов у детей
Вместе с тем смена
внешних воздействий временно нарушает формирование адаптивных реакций,
складывающихся у ребенка в привычных для него условиях. У подростков реакции
адаптации сопровождаются слишком высокой реактивностью, которая может быть не
всегда желательной. Нет сомнения в том, что полноценная адаптация возможна
только на основе высокой функциональной и иммунологической реактивности.
Детский организм (особенно в период новорожденности), в грудном и раннем возрасте
не обладает этими качествами в такой степени, чтобы адекватно переносить
экстремальные воздействия внешней среды. Высокая пластичность организма
ребенка, высокая способность усваивать новую информацию, отсутствие возрастного
консерватизма в функциональном стереотипе сочетаются у детей этого возраста с
функциональной слабостью физиологических систем, в том числе и тех, которые
обеспечивают течение адаптационного процесса. Организм детей грудного и раннего
возраста находится в состоянии интенсивного функционального и морфологического
развития, и степень функциональной прочности его систем жизнеобеспечения и
приспособления тем меньше, чем моложе ребенок.
Следовательно, детский организм заключает в
себе две тенденции: высокую потенциальную возможность адаптации к условиям
внешней среды и функционально детерминированную ограниченность реализации этой
возможности.
|