Е.П. Гора
Экология человека
Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.
Глава 5. Общие закономерности адаптации организма ребенка
5.2. Фазовый характер адаптации
В соответствии с
учением об адаптационном синдроме в последнем, как известно, выделяют три фазы.
• Первая – фаза тревоги,
«аварийная фаза».
Она
содержит в себе призыв к мобилизации защитных сил организма в ответ на внешнее
воздействие. Эта фаза наиболее отчетливо представлена в подростковом возрасте.
У подростков она характеризуется преобладанием процессов возбуждения и
некоторой центральной расторможенностью, повышенной деятельностью
симпатического отдела вегетативной нервной системы, усилением функции дыхания,
кровообращения, пищеварения и других систем. Основной обмен в этот период может
повыситься до 20–40 % и более от нормального уровня. Он повышается быстро и
значительно с первых же дней пребывания в непривычных условиях или нарастает
постепенно в течение одного-двух месяцев. У некоторых детей возможно снижение
основного обмена, сопровождаемое уменьшением использования кислорода, что обычно
указывает на недостаточность адаптивных возможностей организма. Отклонение в
величине основного обмена выравнивается по мере адаптации. Период повышенной
реактивности некоторое время сопровождается неэкономной функцией дыхания,
невысоким уровнем использования кислорода, повышенной кислородной
задолженностью при физической нагрузке. Если в этот период не наступает
патологической реактивности с ослаблением физиологических функций, то
развивается более длительная фаза приспособления к непривычным условиям, которая
тем ярче выражена, чем непривычнее, контрастнее их смена.
• Вторая – фаза резистентности, или «стабильности
функций»,
– характеризуется достижением определенной динамической устойчивости в
соотношении организм – внешняя среда и стабилизацией основных физиологических
систем. В этот период отмечается повышение устойчивости не только к
действующему фактору, но и к другим неблагоприятным воздействиям. Усиливается
внутреннее дифференцировочное торможение, происходит уравновешивание и
улучшение подвижности корковых процессов. Сокращается время терморегуляционных
рефлексов, выравнивается уровень основного обмена с возрастанием использования
кислорода. Повышается выносливость организма к гипоксическим состояниям.
Увеличивается работоспособность, исчезают некоторые функциональные нарушения. У
детей наряду с этим стимулируются рост и физическое развитие.
• Третья фаза – истощение. Наличие ее
необязательно, и она возникает лишь тогда, когда организм не в состоянии
полностью компенсировать нарушения, возникшие при длительном воздействии
экстремального фактора.
Выделенные фазы или
этапы адаптационного процесса имеют место в приспособлении практически к любому
из действующих факторов. Это указывает на общий характер ответной реакции, ее
универсальность.
|