О.С. Шимова, Н.К. Соколовский
Основы экологии и экономика природопользования
Учебник. Мн.: БГЭУ, 2002. - 367 с.
Раздел 3. Хозяйственный механизм природопользования
Глава 13. Управление природопользованием и правовая защита природной среды
13.3. Особенности управления природопользованием на переходном к рынку этапе
Переход экономики на рыночные рельсы неизбежно приведет к стремлению
производителей получать наибольшую прибыль, в том числе — за счет экономии на
природоохранных издержках, в обход указаний директивных органов. Поэтому необходимо создать
такие условия, чтобы стало экономически невыгодным отрицательное воздействие на природу и
нерациональное природопользование. Важный шаг в этом направлении — расширение сферы
применения экономических методов управления, которые в широком смысле
объединяют механизмы регулирования
процессов природопользования, создающие материальную заинтересованность субъектов
хозяйствования в рациональном использовании и охране богатств природы.
Экономические методы управления предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к
реализации государственной экологической политики. К таким рычагам относятся:
-
рентные
платежи;
-
платежи за
использование природных ресурсов и загрязнение
окружающей среды (экологический налог);
-
компенсационные
выплаты за изъятие природного ресурса из целевого использования или ухудшение его
качества в результате производственной деятельности;
-
штрафы
за нарушение экологических стандартов и лимитов природопользования;
-
система
налоговых льгот, льготное кредитование и субсидирование и др.
Посредством экономических методов в экологической сфере реализуются меры поощрительного,
запретительного и компенсационного порядка.
Подробнее вопросы экономического стимулирования
будут рассмотрены в отдельной теме.
Следует, однако, заметить, что успешное применение стоимостных
механизмов возможно лишь при четко регламентируемой системе государственных стандартов, разработка и
реализация которых требуют использования административных методов, директивно ограничивающих нерациональное
природопользование посредством нормативно-правового механизма. Последний предполагает применение таких инструментов, как экологическое законодательство, прогнозирование
планирование природопользования и природоохранной
деятельности,
лицензирование природопользования,
нормирование качества окружающей
среды, лимитирование объемов выбросов загрязнений и др.
Административные
методы управления природопользованием
предполагают также формирование системы и осуществление руководства
организационно-хозяйственными мероприятиями по реализации проводимой государством экологической политики. К таким мероприятиям могут быть отнесены:
-
экологический
мониторинг;
-
учет
и контроль за природоохранной деятельностью природопользователей;
-
экологическая
экспертиза и аудит;
-
организация
научно-исследовательских и проведение природовосстановительных
и природосберегающих работ;
-
международное
экологическое сотрудничество и т.п.
Задача административных органов — оказывать влияние на принятие решений
субъектами хозяйствования, побуждая их как к выполнению намеченных экологических
программ, так и к самостоятельному поиску наиболее эффективных средств борьбы с загрязнением среды
обитания человека.
В условиях реформирования экономики, перехода к рыночным отношениям снижается
степень вмешательства государственных
структур в хозяйственную деятельность производителей, расширяется свобода
действий хозяйствующих субъектов в реализации
экологических и производственных проектов, сужается область применения
управленческих функций властных структур. В рыночной экономике управление (в
трактовке, изложенной выше) развертывается на уровне производственного объекта и сводится, в основном, к планированию и
контролю за эксплуатацией очистных
сооружений, выбросами (сбросами) загрязняющих
веществ в окружающую среду и т.п.
На макроуровне
воздействие властных структур приобретает характер
регулирования, что предполагает снижение степени "зарегламентированности"
природоохранной деятельности, отказ
от прямого вмешательства органов государственного управления в деятельность субъектов хозяйствования,
безусловного приоритета
командно-распорядительных методов, административного давления. Регулирование природопользования, или
экологическое регулирование, представляет собой систему способов и мер государственного воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного
сочетания механизмов административного
управления (нормативно-правовых и
организационно-хозяйственных) и экономического стимулирования. Только такое сочетание экономических и административных методов управления, исключающее
прежнюю "сверхрегламентацию" природоохранной деятельности, позволит создать действенный ХМП.
|