О.С. Шимова, Н.К. Соколовский
Основы экологии и экономика природопользования
Учебник. Мн.: БГЭУ, 2002. - 367 с.
Раздел 1. Теоретические основы экологии и экономики природопользования
Глава 1. Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования»
1.3. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет и методология курса
Общественные науки (философия,
история, социология, экономика),
исходя из своих методологических позиций, в XIX – XX ст. также интенсивно исследуют проблемы
взаимоотношения природы и общества. В системе экономических наук формируется
новое направление – экономика природопользования. В бывшем СССР этот термин впервые был
использован в 1964 г. на объединенной конференции методологических семинаров Академии наук
СССР, а уже в 70-е годы в ряде экономических вузов страны преподавалась учебная дисциплина
с таким названием,
что свидетельствует о важном теоретическом и прикладном значении новой отрасли знаний.
Экономика природопользования формируется как отраслевое направление в
экономической науке, исследующее социально-экономические закономерности использования
человечеством
природных богатств и регулирования отношений природы и общества. Она изучает
особенности хозяйственного механизма природопользования и методы наиболее
эффективного взаимодействия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего
загрязнения и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства и
жизнедеятельности человека.
Исследование единого объекта – природопользования – привело постепенно к
синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования. Интеграция
экологических и экономических знаний находит отражение в учебном процессе высших и
средних специальных учебных заведений. Так, в различных странах мира читаются
курсы экономической экологии, эконологии, биоэкономики, энвайроментальной экономики и др. С начала
90-х годов в Российской академии народного хозяйства им. Г.В. Плеханова изучаются
"Основы экоразвития", в Санкт-Петербургском государственном техническом университете – "Экономические
основы экологии".
В Белорусском государственном экономическом университете, как и в других
вузах страны, преподавание новой интегрированной учебной дисциплины "Основы
экологии и экономика природопользования" ведется с 1995/96 учебного года. Предметом
изучения этой дисциплины являются отношения между людьми, которые складываются
в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу использования сил и
ресурсов природы, ее охраны и восстановления, то есть эколого-экономические отношения.
Развиваясь и совершенствуясь, они обусловливают формирование в обществе рационального
природопользования. Задачи
рационального природопользования
заключаются в удовлетворении потребностей общества в естественных ресурсах, создании условий для их
расширенного воспроизводства;
повышении продуктивности природной среды;
эффективном, комплексном использовании невозобновимых богатств природы, предотвращении их потерь;
максимально возможном сохранении экологических систем путем совершенствования
технологий и сокращения техногенных выбросов в окружающую среду; сведении к минимуму возможного ущерба здоровью людей.
Основополагающей категорией учебной дисциплины "Основы экологии и
экономика природопользования" выступают эколого-экономические системы разного
масштаба и уровня. Под эколого-экономической системой понимается интеграция
экономики
и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование
общественного производства и естественных процессов в природе. Важнейший признак
эколого-экономической системы – региональность, развитие на определенной территории. В одном случае
пространственные границы такой системы может определять территория производственной
деятельности – географические
границы национальной экономики Беларуси, областного хозяйственного комплекса, города,
промышленного узла и т.д., причем последствия взаимодействия могут выходить за
пределы системы. При другом подходе границы эколого-экономических систем определяются природными факторами
– Белорусское Полесье,
Белорусское
Поозерье, Беловежская Пуща и др.
Изучение проблем любой науки, учебной дисциплины осуществляется с помощью
соответствующих методов исследования, совокупность которых представляет собой
ее методологию. "Основы экологии и экономика природопользования" как межотраслевая
учебная дисциплина использует различные, прежде всего общенаучные методы,
разработанные естественными, общественными и другими отраслями знаний. Вместе с
тем расширяется круг специфических методов, позволяющих глубже исследовать синтез экологии
и экономики.
Всеобщим методом познания, общей философской основой всех наук является диалектический метод, согласно которому предмет исследования
рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновение и разрешение противоречий. Диалектический метод
предполагает исследование экологических и экономических процессов в единстве,
различии и историческом развитии. Принципиальным положением диалектического метода является
включение практики в теорию познания. Изучение курса "Основы экологии и
экономика природопользования" невозможно без ознакомления с практикой
хозяйствования, научного обобщения опыта воспроизводства природных ресурсов,
выявления прогрессивных тенденций в области ресурсопотребления и природоохранной
деятельности.
Для эколого-экономических исследований велика роль исторического метода,
позволяющего проследить динамику взаимоотношений природы и общества. Изучение
истории этих взаимодействий необходимо как для лучшего понимания современного состояния эколого-экономических
систем, так и для научно обоснованных
прогнозов особенностей их развития.
Важнейшим методом исследования в экологии и экономике природопользования является
системный, состоящий в определении составных
частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с ними внешних
объектов, установлении структуры системы, то есть совокупности внутренних
связей и отношений.
Системный подход к изучению природопользования позволяет исследовать сложные
взаимосвязи отдельных процессов по эксплуатации и воспроизводству природных ресурсов,
охране либо восстановлению качественного состояния окружающей природной среды.
На практике этот метод используется при разработке комплексных программ природопользования, системном
анализе проблем воспроизводства природных ресурсов и выработке мероприятий по их
разрешению.
Специфическим методом исследования в экологии и экономике природопользования
выступает нормативный. Особая роль принадлежит
таким экологическим нормативам, как предельно допустимая концентрация (ПДК),
предельно допустимые выбросы (ПДВ), нормы зеленых зон и т.п. Их назначение – установить объективные
границы допустимых антропогенных нагрузок на природу. Используются и другие
нормативы –
отходов, ресурсопотребления,
экономической эффективности экологических затрат и т.д. Без должной нормативной базы
невозможно регулирование природосберегающей деятельности и рационализации использования
природных ресурсов.
Особо нужно сказать об экономико-математическом моделировании в
экологии и экономике природопользования. Первоначально
в эколого-экономических исследованиях разрабатывался преимущественно аппарат линейного программирования, позволявший решать
задачи распределения ограниченных
ресурсов и выбора оптимального
сочетания технологий. Позднее стал осуществляться учет экологических факторов
(объемов загрязнения, отходов производства) в балансовых моделях, что позволило
определять направления и
количественные параметры мероприятий по устранению промышленных загрязнений. Более совершенный уровень применения экономико-математических
методов представляют собой
оптимизационные модели, разрабатываемые учеными Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) для
определения замыкающих затрат в
природопользовании, экономических оценок
природных ресурсов, экономического ущерба от загрязнения природной среды и других
эколого-экономических параметров.
Эколого-экономические процессы протекают на определенной территории, и для
анализа их распространения, выявления взаимосвязи с хозяйственной деятельностью
человека велика роль картографических методов. С помощью этих методов
дают оценку природных ресурсов (размещение, запасы, продуктивность и другие характеристики),
прогнозируют природные явления в
регионах, недоступных непосредственному наблюдению, определяют природоохранные меры, направленные на предотвращение опасных явлений, сохранение и
воспроизводство природных ресурсов. В
Беларуси картографические методы
исследования широко используются для оценки радиационной ситуации в отдельных регионах страны, прогнозирования этих процессов, для разъяснения населению
возможной радиационной опасности.
Среди новейших направлений следует отметить перспективность космических методов исследования. Космическая съемка, осуществляемая
с помощью аппаратуры, размещаемой на искусственных спутниках нашей планеты, космических станциях
и кораблях, необычайно расширяет информацию о Земле, позволяет вести наблюдение
за глобальными природными процессами. Осуществляется изучение структуры и изменчивости
атмосферы, гидросферы, литосферы, почвенного и растительного покрова, а также
некоторых проявлений хозяйственной деятельности человека (следов антропогенного воздействия
на окружающую среду, включая содержание и распространение аэрозолей в
атмосфере; загрязнения водоемов; размещения отходов и т.п.). Научная и
практическая значимость космических методов исследования обусловлена главным образом
значительной обзорностью космических снимков и хорошим отражением на них взаимосвязей
между компонентами
природной среды и отдельными видами производственной деятельности. Большая
скорость получения и передачи информации, возможность проведения многократных съемок одних и тех же
территорий позволяют оперативно исследовать из космоса многие экологические
процессы в их динамике, увереннее осуществлять прогноз и разрабатывать природоохранные
мероприятия.
Подготовка экономистов широкого профиля предполагает взаимодействие всех
учебных дисциплин. Курс "Основы экологии и экономика природопользования"
имеет наиболее тесные связи с экономической теорией (политической экономией),
которая
изучает законы общественного производства, распределения и потребления
материальных благ. Знание этих законов позволяет осуществить более глубокий анализ
эколого-экономических отношений, исследовать их роль и место в общественном производстве.
Велика роль взаимосвязей и с другими экономическими дисциплинами, результаты
теоретических изысканий и практической деятельности которых используются при
изучении "Основ экологии и экономики природопользования": государственным
регулированием,
прогнозированием и планированием экономики, финансами и кредитом, бухгалтерским учетом
и анализом хозяйственной деятельности, экономикой отраслей хозяйства, статистикой,
размещением производительных сил, региональной экономикой и др.
В свою очередь во многих экономических дисциплинах рассматриваются экологические
аспекты хозяйственного развития, что обусловлено зависимостью экономических процессов
от характера
и особенностей
взаимодействия общества с природой, необходимостью учета проявлений этого
взаимодействия при организации хозяйственной деятельности. Дальнейшее развитие
общественного производства немыслимо без его экологической перестройки,
экологизации всех его звеньев. В итоге формируются узкоспециализированные
научные направления и, соответственно, спецкурсы в учебном процессе – статистика окружающей
среды, экология промышленности, сельскохозяйственного производства, туризма и
др.
В условиях становления рыночных отношений создаются реальные предпосылки
для рационализации природопользования, что связано с процессами повышения
экономической самостоятельности предприятий, обеспечения принципов самоуправления
регионов, дифференциации форм собственности и другими рыночными механизмами.
Поэтому большой интерес для экономики природопользования представляют так
называемые "рыночные" экономические дисциплины – менеджмент, маркетинг,
макро- и микроэкономика и другие, из которых она черпает сведения об
особенностях функционирования рыночной экономики и ее возможностях в
оптимизации эколого-экономических отношений.
Совершенствование преподавания экологии и экономики природопользования
связано с использованием многих теоретических положений и информационных данных
естественных и технических наук. Отметим, прежде всего, тесные связи с широким
кругом природоведческих отраслей знаний – геологией, почвоведением, биологией,
лесоведением, метеорологией, гидрологией, ландшафтоведением и др. Эти связи
основаны на необходимости четкого представления о специфике природных компонентов,
которые вовлекаются в эколого-экономические отношения.
Большое значение имеет взаимосвязь курса с географическими науками,
разрабатывающими многие сложные проблемы регионального природопользования.
Кроме того, в эколого-экономических исследованиях все шире используется важнейший
научный метод географии – метод районирования.
Взаимодействия экологии и экономики природопользования с техническими
науками обусловлены тем, что экологизация производства, совершенствование технологий с целью снижения негативного воздействия производительных сил на природную
среду невозможны без учета новейших достижений науки и техники, их эколого-экономического обоснования.
|