И.Б. Ардашкин
Социальная экология
Учебное пособие. - Томск: Изд. ТПУ, 1999. - 120 с.
Раздел 3. Социальная экология и общественное развитие
3.1. Экологическое сознание и социальный аспект его функционирования
Еще в недалеком прошлом считалось, что природа является
неисчерпаемым источником богатства, что сила человеческого ума проявляется в способности
присваивать это богатство как можно в большем объеме и как можно более
эффективно. Но такое сознание, понятно, несовместимо со многими возникшими
сегодня проблемами. Поэтому уже в настоящее время начинает преобладать точка
зрения, согласно которой природа имеет не только ограниченные ресурсы (а
некоторые природные ресурсы являются не только ограниченными, но и
невозобновимыми), но и в самой природе происходит нарушение экологического
равновесия. Причем нарушение экологического равновесия осуществляется в таких
масштабах и таким способом, что оно может поставить и ставит под угрозу
экологический порядок на планете Земля, которая по сути и является колыбелью
человеческой цивилизации. Нарушение экологического равновесия в одних частях
природы не может не оказывать влияния на ее другие части. Ибо природа, мир, как
считает Ю. Гранин, устроены интернационально и космополитично и в своих
интенциях никак не согласуются с «местечковым» мировосприятием[59].
В контексте такого подхода требуется новое осмысление
сущности развития природы и общества, где усиление ответственности отдельных людей
и общественно-политических органов за сохранение окружающей среды будет
являться основным критерием взаимодействия[60]. Последнее
выражается в изменении характера миропонимания и мировидения, горизонты которых
должны далеко раздвинуться за пределы отдельной страны или региона - в
пространство всемирной истории, чей высший смысл теперь усматривается в
продолжении космо-био-социо-эволюции посредством перманентной реорганизации
техно- и социосферы, создания такой среды обитания, которая давала бы
возможность расширенного производства всех форм жизни, и в то же время давала
также возможность для существования и развития человеческой цивилизации.
Поскольку новое осмысление развития должно основываться на
осознании ограниченности природных ресурсов и необходимости усиления ответственности
общества за сохранение экологического равновесия в рамках, которые не ставят
под угрозу существование жизни на Земле, то подобное понимание может быть связано
только с таким пониманием мира, которое характеризуется органическими,
комплексными и динамическими взаимоотношениями, чьи части на основе своей организации
больше суммы их частей. В то же время новое осмысление развития указывает и на
то, что экономический рост, обусловленный использованием интенсивной технологии
и чрезмерной эксплуатацией природы, является главным фактором деградации
природной среды. Таким образом, новое осмысление развития подчеркивает
необходимость отказа от поисков альтернативных способов развития, которые ведут
к деградации природной среды.
В этом смысле при поисках альтернативных гуманистических
принципов следует преодолеть разрыв между знанием и моралью, наукой и этикой.
Необходимо вновь научиться тому, что мы уже успели забыть: греческую «theoria»,
которая является органической частью сознания о моральных ценностях.
В контексте такого понимания встает вопрос о моральной
ответственности науки за негуманные и деструктивные аспекты нашей цивилизации,
особенно за те ее результаты, которые привели к деградации окружающей среды,
т.е. к неприемлемому разрушению равновесия в экосистемах. Ведь, на самом деле,
следование нормам нравственности предполагает развитое экологическое сознание,
являющееся условием для развития (новой) экологической культуры, важнейшим
признаком которой являются отказ от непосредственного и наивного
антропоцентризма, переход к системе взглядов, которая станет строиться биосфероцентристски.
Ведь все равно конечной целью такого подхода будет являться человек, но не
прямо, а опосредованно, через сохранение природной среды его существования. Эта
опосредованность вызвана острой практической потребностью, порожденной новой
ролью человека на планете[61].
Следовательно, в этом смысле стратегическая ориентация
человечества на сохранение равновесия между человеком (обществом) и природой
должна основываться на формировании новых моральных норм.
С изменениями, которые наступают в природе в результате ее
присвоения человеком и которые проявляются в нарушениях экологического равновесия,
происходит осознание этих изменений, т.е. возникает экологическое сознание. Оно
может возникать как на основе их эмпирического, наглядного познания, так и на
основе их научного исследования. Однако экологическое сознание содержит не
только знания о состоянии и изменениях в природе, но и понимание возможных
путей и способов решения экологических проблем. Экологическое сознание не
должно ограничиваться критикой экологической ситуации. Оно предполагает не
только знания о состоянии общества и природы, но и осознание необходимости
предотвращения дальнейшего нарушения экологического равновесия в природе с
целью сохранения природных компонентов жизни человека.
Экологическое сознание можно с большой долей вероятности
назвать исторической категорией, поскольку оно возникает в тот период, когда отношение
общества к природе приводит к нарушению экологического равновесия в природе, к
экологическому кризису. Поэтому интенсивность экологического кризиса оказывает
свое влияние на экологическое сознание. Экологическое сознание, возникшее в
процессе поисков решения экологического кризиса как кризиса существующей цивилизации,
утвердилось в стремлении сохранить природу как сферу жизни и как колыбель
цивилизации.
В понятийном определении экологического сознания существуют
различия, что является результатом и следствием различных
общественно-экономических отношений. Таким образом, наиболее кратко
экологическое сознание можно выразить и определить как сознание, которое
охватывает наши представления, способы поведения, сферу деятельности, желания и
ожидания, которые касаются окружающей природной среды. А если перейти к
определению содержания экологического сознания, то необходимо указывать на его
важнейшие компоненты: осознание ограниченности природы, для которой человек
является интегральной частью; необходимость осознания отказа от доминирования
человека над природой и необходимость установления динамического равновесия
между природными системами и человеческой системой; необходимость восприятия и
осознания экологического кризиса как общественного кризиса; осознание и
понимание глобального характера экологического кризиса; необходимость осознания
решения экологического кризиса; необходимость осознания разработки в качестве
предпосылки существования глобальной стратегии развития жизни; осознание
существования социальных сил и их способности к общению и способности предвидения
динамического развития общества.
Экологическое сознание включает в себя ряд параметров:
теоретический (научное мышление), стоимостной (цели), социальный (идеи нового содружества),
исторический (возможности), политический (если действуют социальные силы) и
субъективный (предположения, уверенность и желания)[62].
К слову, экологическое сознание содержит наши представления
об экологической ситуации, ее ценностное определение и действия, которые
следует предпринять в целях достижения необходимого экологического состояния.
Согласно этому, экологическое сознание в содержательном смысле характеризует
три основных момента: экологические знания, оценка экологической ситуации и
экологическое поведение.
Основным элементом, представляющим собой экологическое
сознание, являются экологические знания. В себя как непременное условие осознания
ограниченности природы (т.е. ее ресурсов) они включают потребность установления
динамического равновесия между природными системами и общественными, теми,
которые создают люди. Понимание причин экологического кризиса и его глобального
характера, потребность в глобальной стратегии общественного развития как
предпосылки сохранения жизни также входят в экологические знания. В принципе
это осознание сущности отношений в системе «общество – человек – техника –
природная среда». Также подобным элементом экологического сознания являются
знания о конкретных формах нарушения экологического равновесия, которые позволяют
не только осмысливать экологические проблемы в глобальном плане, но и в каждом
конкретном случае их решать. Однако, невзирая на то, идет ли речь о знаниях в
глобальном или (локальном) конкретном плане, они должны выражать единство
естественнонаучного и гуманистического подхода к познанию экологических проблем.
Вторым основным элементом экологического сознания является
оценка экологической ситуации. Ее специфика определяется системой ценностей
общества или общественных групп, в которой развивается экологическое сознание и
проявляется отношение общества или общественных групп к окружающей среде. А это
означает, что существуют различные мнения по экологическим вопросам в каждом
конкретном обществе. Экологическое сознание не является однородным, поскольку связано
с общественными группами и их системой ценностей[63].
Потому что по существу в обществе действуют различные ценностные системы,
которые функционируют параллельно друг с другом и которые зависят от
доминирующих ценностей в обществе, вокруг которых вращаются ценности «низшего
ранга». Именно эти доминирующие ценности оказывают значительное влияние на экологическое
сознание.
Третьим существенным элементом экологического сознания
является экологическое поведение. Этому можно найти объяснение в том, что под экологическим
сознанием подразумевают не только определенные знания людей и групп по
экологическим проблемам, но и конкретные действия общества и отдельных людей по
решению этих проблем. А без поведения отдельных людей подобные действия
невозможны, поскольку именно конкретные люди переживают определенную экологическую
ситуацию, оценивают ее и определяют свое поведение на основе своей (и своей
группы) системы ценностей. Таким образом, отдельные люди свое поведение
согласовывают с экологической ситуацией, т.е. своим поведением они способствуют
осуществлению экологической ситуации как ценности. Но не только экологическими
знаниями и системой ценностей определяется экологическое поведение. Оно может
определяться и другими факторами, например, особенностями личности,
потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Поэтому можно сказать,
что желательное экологическое поведение наступает как результат влияния объективных
и субъективных факторов.
Также не только экологическое сознание формируется и
развивается под влиянием экологических проблем и деградации природной среды,
которая приобрела характер экологического кризиса. Оно способно формироваться
не обязательно под влиянием научного познания характера этого кризиса и
возможностей его решения. Экологическое сознание также возникает и развивается
под влиянием социальных сил и под воздействием изменений в системе ценностей. В
связи с этим экологическое сознание как основа экологической политики может
быть консервативным или прогрессивным. Именно поэтому, к примеру, экологическое
сознание может быть положено в основу технических программ. Однако каждая из
этих черт экологического сознания имеет относительный, а не абсолютный
характер, зависит от общественно-экономических обстоятельств, в которых
развивается сознание, и от изменений в системах ценностей отдельных стран. А
такие изменения в системах ценностей промышленно развитых и развивающихся стран
происходят и в настоящее время, и их ход можно предвидеть.
При принятии мер и развитии экологического сознания однако
необходимо учитывать факторы, которые ограничивали или ограничивают его развитие.
Это подразумевает, что следует предусмотреть в этих целях меры, которые
позволят исключить или свести к минимуму их негативное воздействие. Существует
значительное число таких (ограничительных) факторов, на которые следует
обратить внимание. Однако можно выделить три основных: фактор прошлого, фактор
настоящего, фактор будущего. Фактор прошлого проявляется прежде всего в
существовавших в прошлом взглядах человека на природу. Для них были характерны
доминирование человека над природой, неограниченная ее эксплуатация и
подчинение удовлетворению своих потребностей. Фактор настоящего проявляется в
психологической адаптации человека и общественных групп ко все большему
загрязнению окружающей среды, что уменьшает способность человеческого сознания
реагировать на угрозу основам существования человека. Фактор будущего выражен в
ощущении человеком и общественными группами того, что не только современный мир
характеризуется конфликтами и неизвестностью. В соответствии с таким ощущением
человек предполагает, что в будущем может быть еще хуже, а значит, уменьшаются
возможности человека для разработки экологических альтернатив.
Учитывая все выше сказанное, необходимо иметь в виду, что
экологическое сознание является недостаточно развитым не только из-за низкого
уровня экологических знаний, но из-за разнобоя между этими знаниями, лежащими в
основе экологической политики, т.е. в основе действий по охране и улучшению
окружающей среды. Экологизация сознания, иными словами, - длительный и трудный
процесс, требующий для своего осуществления многих объективных предпосылок (в
массе своей до конца не осознанных), создание которых диктует необходимость
коренной модернизации всех сфер общественного бытия.
[59]
Гранин Ю. Власть и экологическое сознание. // Свободная мысль, 1994, 2-3, с.
48.
[60]
Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М., 1996, с. 4.
[61]
Мамедов Н.М. Там же, с. 14.
[62] Маркович
Д.Ж. Социальная экология. М., 1997, с. 330.
[63]
Подробнее см.: Винер Д.Р. Экологическая идеология без мифов // Вопросы философии,
1995, 5.
|