А.С. Степановских
Экология. Учебник для вузов
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 703 с.
20. Пути решения экологических проблем
20.4. Экологическое воспитание и просвещение
Экологическое
воспитание и просвещение (формальное
и неформальное образование в области окружающей среды) — это формирование у
человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в
необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее
богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов. В современных
условиях экологическое воспитание и просвещение — основы основ процесса
гармонизации взаимодействия общества с природой.
Задача
такого воспитания является сложной, комплексной, приобретающей все большую
актуальность. Ее решение способствует формированию у человека
высокосознательного, ответственного отношения к обеспечению благоприятной по
качеству окружающей среды. В эту задачу входит пробуждение широкой инициативы и
активной жизненной позиции граждан, которые требуются для решения экологической
проблемы (рис. 20.8).
Рис. 20.8.
Виды природоохранной деятельности
Экологическое
просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разумного
общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в
охране природы и рациональном природопользовании.
Развитие
и улучшение экологического воспитания и просвещения в нашей стране обусловлены
законодательством. Конституционное положение о существовании и
совершенствовании единой системы образования, праве граждан на него, законы об
образовании, охране природы, природоохранительные постановления содержат
необходимые юридические нормы, совокупность которых образует правовую базу
экологического воспитания и просвещения. В связи с этим на государственном
уровне разработаны меры, предусматривающие улучшение подготовки учащихся школ,
средних специальных и высших учебных заведений в области экологии, подготовку и
выпуск в более широких масштабах высококвалифицированных специалистов этого
профиля, способных умело, по-хозяйски вовлекать в дело огромные природные
ресурсы. Предписывается усиление работы по распространению среди населения
экологических знаний, рациональному использованию и воспроизводству природных
ресурсов.
Вопросы
экологического просвещения решаются не только на уровне Российской Федерации,
но и международном уровне, например, в осуществлении международной программы
ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Так, еще в 1977 г. в Тбилиси ЮНЕСКО организовал
Межправительственную конференцию по образованию в области охраны окружающей
среды, принявшую ряд важных решений по природоохранительному просвещению на
всех уровнях.
Экологическое
просвещение входит в число важнейших аспектов деятельности Международного союза
охраны природы и природных ресурсов (МСОП). МСОП тесно сотрудничает по вопросам
экологического просвещения с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), ведущей
активную пропаганду охраны природы во всем мире как по собственным каналам
информации, так и по каналам системы ООН и неправительственных организаций
многих стран. Здесь ключевым моментом является формирование новой социальной
и экологической нравственности. На смену лозунгам «Мы не можем ждать
милостей у природы, взять их у нее — наша задача!» или «Человек — царь
природы!» должны прийти установки на разумное и бережное отношение к Природе, к
нашему общему дому — планете Земля. Нам необходимо осознание единства
человечества— одной из основ экологической нравственности и гуманизма.
|