Н.Н. Роева
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
Учебно-практическое пособие. – М., МГУТУ, 2009
Глава 6. Идентификация, фальсификация и маркировка пищевой продукции
6.3. Маркировка пищевой продукции
Маркировка пищевой продукции включает три элемента:
текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ). Эти
составные элементы различаются соотношением и степенью доступности товарной
информации, широтой распространения и разными функциями.
Текст является наиболее распространенным элементом
производственной и торговой маркировки.
Текст может выполнять
все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная
и идентифицирующая. Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее
назначения и носителей составляет 50-100%.
Рисунок не всегда присутствует на
маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в
наименьшей ‑ торговой. В качестве элемента маркировки рисунок отличается,
как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную
и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую. Удельный вес и
степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0-50% всей
товарной информации на маркировке.
Условные обозначения, или информационные
знаки (ИЗ), характерны в основном для производственной маркировки.
Особенность ИЗ являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе
маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность
информации. Иногда информация ИЗ бывает доступна только профессионалам и
требует специальной расшифровки. Информационные знаки подразделяются на товарные,
знаки соответствия или качества, компонентные, эксплуатационные, предупредительные,
экологические, манипуляционные и т.д.
Товарные знаки и знаки обслуживания (ТЗ)
‑ обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги
юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических
лиц. В законе “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименование мест
происхождения товара” указывается, что правовая охрана товарного знака предоставляется
на основании его государственной регистрации в установленном порядке. Право на
товарный знак охраняется законом.
В России утвержден только общий знак
соответствия системы ГОСТ Р. Маркирование знаком соответствия служит одним из
способов подтверждения соответствия товара.
Транснациональные (региональные) знаки
соответствия ‑ знаки, подтверждающие соответствие требованиям,
установленным региональными стандартами. Они применяются в странах
определенного региона на основе взаимного признания результатов сертификации.
Штриховой код (ШК) – знак, предназначенный
для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре,
закодированной в виде цифр и штрихов.
ШК делятся на: европейский ‑ EAN
и американский UPC.
Коды EAN
подразделяются на три типа: EAN-8, EAN-13, EAN-14 (только для транспортной тары).
Первые
две цифры обозначают код страны, где находится организация, зарегистрировавшая
изготовителя, его товар и присвоившая ему порядковый номер.
Компонентные знаки ‑ знаки, предназначенные
для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах,
свойственных (или несвойственных) товару. На любом продукте обязательно должно
быть указан Е ‑ компонентный знак.
|