Л.О. Штриплинг, Ф.П. Туренко
Основы очистки сточных вод и переработки твердых отходов
Учебное пособие – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 192 с.
Глава 2. Переработка и вторичное использование отходов производства и потребления
2.9. Переработка и утилизация отходов резиновых изделий
Отходы резиновых
изделий делят на отходы производства и отходы общественного потребления. Отходы
производства резиновых изделий накапливаются на предприятиях, производящих
резинотехнические изделия, автомобильные шины, резиновую обувь. Отходы
потребления образуются в результате жизнедеятельности людей.
Отходы производства резинотехнических
изделий делят на:
-
отходы резиновых
смесей, образующиеся на предприятиях в процессе
производства резиновых смесей, это бракованные резиновые смеси – отходы, используемые
в собственном производстве или продаваемые на сторону;
-
невулканизованные
резиновые отходы – технологические отходы, образующиеся в
процессе вулканизации резины на крупных предприятиях по производству шин,
резинотехнических и резиновых изделий (выпрессовки, облой, обрезь конвейерных
лент, брак);
-
вулканизовамые
резиновые отходы – технологические отходы, образующиеся при изготовлении
резиновых изделий из вулканизованной резины (брак шин, вырубки при производстве
подошвы резиновой обуви и других изделий).
Большая часть отходов производства
резинотехнических изделий обычно утилизируется на самих предприятиях, на свалки
их не вывозят или вывозят в ограниченных количествах.
Наиболее массовым видом
отходов общественного потребления являются амортизированные шины. Ежегодно в
мире на производство автомобильных шин расходуется более 15 млн т производимых
синтетических и натуральных каучуков, а через определенное время все
производимые шины попадают в отходы. Время эксплуатации автомобильных шин
меньше, чем время эксплуатации большинства резиновых изделий.
Ежегодно в различных странах мира образуются
огромные объемы амортизированных шин, так с США образуется 16000...18000 тыс.
т, в Японии – 600...750 тыс. т, во Франции – более 400 тыс. т, в Германии –
460…510 тыс. т, в Англии – 250…400 тыс. т.
Объемы переработки и
использования изношенных шин за рубежом составляют в Японии – до 87 %, в США и
большинстве стран Западной Европы – 20...30 % (в Германии – 50 %).
В мире применяют различные технологии по
переработке и утилизации резиновых отходов и изношенных автомобильных шин. В
этих технологиях предусмотрено использование изношенных шин и резиновых отходов
для получения энергии путем сжигания, измельчение шин и резиновых отходов для
получения резиновой крошки, порошка и регенерата.
2.9.1. Утилизация целых шин
2.9.2. Сжигание шин с целью получения энергии
2.9.3. Пиролиз отходов резины
2.9.4. Дробление (измельчение) изношенных шин
2.9.5. Дорожные покрытия
2.9.6. Производство регенерата
2.9.7. Применение резиновой крошки в полимерных смесях
2.9.8. Строительство спортивных сооружений
2.9.9. Перспективные направления использования порошков из изношенных шин
2.9.10. Пример технологии переработки отходов производства автомобильных шин
|